Следующая новость
Предыдущая новость

Российская дипломатия сумела отвести Кавказ от края пропасти

16.11.2020 18:27
Российская дипломатия сумела отвести Кавказ от края пропасти

За шесть недель интенсивных боевых действий между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами из-за спорной территории Нагорного Карабаха, вспыхнувших 27 сентября, по различным оценкам погибло около 5 тысяч человек, и еще около ста тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Перемирие, заключенное при посредничестве России на прошлой неделе, следует всячески приветствовать как предотвращение дальнейшей эскалации и новых страданий, которые могли стать предвестием значительно более масштабной войны в кавказском регионе.

Перемирие, о котором идет речь – это уже четвертая попытка добиться устойчивого прекращения огня, предпринятая в течение последних полутора месяцев. Однако, последнее соглашение, вступившее в силу во вторник на прошлой неделе, судя по всему, соблюдается, поскольку обе стороны выразили более твердую публичную приверженность выполнению своих обязательств. Совместное заявление о прекращении боевых действий было сделано премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а также российским президентом Владимиром Путиным.

Принципиально важным обстоятельством является то, что Турция также согласилась поддержать прекращение огня. Дело в том, что поставки современных вооружений Баку в рамках турецкой военной помощи дали Азербайджану решающее преимущество перед армянскими войсками в конфликте вокруг нагорно-карабахского анклава.

Этот анклав международное сообщество признает частью азербайджанской территории, однако с момента распада Советского Союза в 1991 году он находится под контролем этнических армян. Война в Нагорном Карабахе в 1992-1994 годах привела к гибели тридцати тысяч человек и фактически завершилась расширением территории Армении. В ходе недавнего конфликта большая часть этих территориальных завоеваний была отбита азербайджанскими войсками. Однако, армяне по-прежнему сохраняют контроль над Степанакертом, столицей самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики. Это государственное образование, не признанное на международном уровне, известно также как Арцах, и оно тесно связано с Республикой Армения. В ходе недавних переговоров руководство Арцаха также дало свое согласие на прекращение огня.

Режим прекращения огня обеспечивается, в том числе, развертыванием 2-тысячного контингента российских миротворческих сил, которые уже прибыли на место и будут осуществлять патрулирование вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, а также вдоль Лачинского коридора, соединяющего эту территорию с Арменией. Договоренность о размещении миротворцев будет действовать на протяжении пяти лет с условием автоматической пролонгации при отсутствии официальных возражений с обеих сторон, чтобы дать Армении и Азербайджану время для обстоятельных переговоров об окончательном политическом урегулировании статуса Нагорного Карабаха.

В сущности, у армянской стороны попросту не оставалось иного выбора, кроме как согласиться на прекращение огня. С военной точки зрения, существовала высокая вероятность утраты всех спорных территорий уже в ближайшее время. Кроме того, в случае продолжения военных действий неминуемо возросли бы людские потери. И, наконец, если бы зона военного конфликта распространилась на территорию обеих стран, этот конфликт стал бы прямой угрозой всему кавказскому региону. Россия, связанная с Арменией договором о коллективной безопасности, могла оказаться в тянутой в полномасштабную войну с членом НАТО Турцией, активно поддерживающей Азербайджан, с которым она разделяет общее тюркское этническое происхождение.

Таким образом, было совершенно необходимо остановить сползание в катастрофическую воронку войны. После долгих попыток российская дипломатия нашла выход из этой спирали вооруженного насилия. Москва связана давними дружественными отношениями, как с Арменией, так и с Азербайджаном. Следовательно, поддержание мира между двумя южными соседями полностью отвечает интересам России. В связи с этим возникает вопрос: не было ли изначально за разжиганием этого конфликта на Кавказе неких тайных планов иностранных держав?

Переброска Турцией боевиков-наемников из Сирии и Ливии в район боевых действий была чревата весьма опасной эскалацией конфликта. Дело в том, что Азербайджан граничит с Дагестаном и Чечней, юго-западными российскими республиками, где Москва вела войну против исламских экстремистов в конце девяностых и начале двухтысячных годов. Примечательно, что Соединенные Штаты и европейские державы, за исключением традиционных призывов к обеим враждующим сторонам о прекращении насилия, полностью устранились от участия в урегулировании южно-кавказского кризиса.

Следует признать, что ситуация до сих пор остается опасной. Но присутствие российских миротворческих сил, разделяющих враждующие стороны, дает хороший шанс, что прекращение огня будет соблюдаться до тех пор, пока не принесут своих плодов дипломатические усилия. Очевидно, что переговоры будут не из легких. По условиям нынешнего перемирия армянская сторона обязана уступить Азербайджану несколько районов в Нагорном Карабахе, которые она контролировала более четверти века, после войны 1992-1994 годов.

В Армении по поводу соглашения о прекращении огня на таких невыгодных условиях звучат громкие взаимные обвинения. Участники акций протеста, называющие это перемирие позорным и предательским, штурмовали правительственные здания в Ереване, требуя немедленной отставки премьер-министра Никола Пашиняна. Критики также отмечают, что с момента прихода к власти на волне бархатной революции 2018 года Пашинян проводил авантюристическую политику, выступая за признание независимости Нагорного Карабаха, что в немалой степени и спровоцировало острую националистическую реакцию в Азербайджане.

Впрочем, многие армяне, судя по всему, смирились с реальностью и признали, что прекращение огня было единственной возможностью избежать куда более серьезных потерь. У России есть обязательства в рамках Организации договора о коллективной безопасности, однако это обязательства перед Республикой Армения, а не перед Нагорным Карабахом. Москва никогда не заявляла о готовности служить гарантом внешних устремлений Еревана.

Анализ событий показывает, что позиция России как посредника в переговорах о перемирии и ее заслуживающая доверия дипломатическая мощь, несомненно, сыграли ключевую роль в предотвращении катастрофы на Кавказе.

Источник

Последние новости