Мины похожи на ниндзя: бесшумные, смертельно опасные, пугающие. Это подлое оружие обладает огромной эффективностью не только из-за большого урона, который наносит, но и из-за того, что сеет страх и неуверенность в рядах противника.
Крайне опасны морские мины. Американские самолёты в 1945 году сбросили мины в воды Японии (операция получила подходящее название «Голод»), и в последние месяцы войны мины потопили больше кораблей, чем подводные лодки. В 1972 году минирование вьетнамского порта Хайфон помогло склонить Северный Вьетнам к участию в мирных переговорах, а мины-ловушки Саддама Хусейна угрожали американскому флоту во время «Бури в пустыне». На официальном сайте ВМС США сообщается: «В феврале 1991 года ВМС США потеряли господство на море – на севере Персидского залива – из-за тысячи мин, которые установили иракские войска. Мины нанесли серьёзные повреждения двум американским кораблям, и командиры отменили высадку десанта из страха потерять ещё больше людей».
Но когда 23 сентября 2014 года бомбардировщики B-52H сбросили морские мины Quickstrike, случилось нечто необычное: вместо того, чтобы просто упасть в море, снаряды начали планировать и приводнились, пролетев расстояние в 74 километра. Дело в том, что у мин появились крылья.
Это было гибридное оружие – сочетание мины Quickstrike и комплекта JDAM, который благодаря использованию технологий GPS-навигации превращает обычные бомбы в корректируемые боеприпасы. Мины Quickstrike были оснащены JDAM-ER и настоящими крыльями, которые позволяют снаряду планировать. Новое оружие GBU-62B(V-1)/B Quickstrike-ER способно преодолеть расстояние в 74 километра, будучи сброшенным с высоты в 10 600 метров.
«Это новый подход к воздушному минированию, техника проведения которого не менялась с 1943 года. Он позволяет использовать новые возможности минирования в боевых условиях», – пишет полковник ВВС США Майкл Петруча в статье для издания Air & Space Power Journal.
Особенность воздушного минирования состоит в том, что это сложная и опасная операция, в ходе которой воздушное судно снижается и становится уязвимым для средств ПВО противника.
«Как правило, операция по воздушному минированию проходит на низких высотах, так как оснащённые парашютами боевые изделия могут изменить траекторию падения», – утверждает Петруча. Сегодня бомбардировщики применяют ту же тактику, которой пользовались B-29 над Японским морем в 1945 году.
Петруча сообщает: «Часто самолёты вынуждены совершать несколько пролётов, чтобы установить оснащённые парашютами мины, так как точность постановки низкая. Бомбардировщики осуществляли воздушное минирование на высоте в 150 метров на скорости в 600 километров в час – это опасно медленно для истребителей и бомбардировщиков B-1B. Патрульные самолёты P-3 и бомбардировщики F-18 выполняют воздушное минирование в схожих условиях, в результате чего воздушное судно летит на низких высотах по предсказуемой траектории. Этим частично объясняется потеря одного самолёта и гибель экипажа во время единственной операции по воздушному минированию в ходе “Бури в пустыне”».
Но неконтактные мины открывают новые перспективы. Сегодня многие суда американских ВВС, среди них и бомбардировщик B-1, вооружены снарядами с JDAM. Почему бы не приспособить их для сброса мин?
«Нет существенных отличий между воздушным минированием и сбросом боеприпасов с JDAM на неподвижные наземные цели или объекты на мелководье, не нужно дополнительно обучать пилотов», – пишет Петруча. Способные планировать мины также позволяют бомбардировщикам не попадать в зону обстрела вражеских систем ПВО.
Угроза конфликта в Южно-Китайском море привлекла всеобщее внимание к противостоянию высокотехнологичного вооружения, к которому относятся истребители F-35 и китайские баллистические противокорабельные ракеты. Но в технологическом отношении мина с JDAM устроена относительно просто, и в этом её красота. Мина Quickstrike – это 900-килограммовая авиабомба образца 1983 года, переоборудованная в морскую мину. В те времена комплект JDAM стоил около 20 000 долларов.
Петруча предлагает несколько способов применения планирующих мин армией США. «Военно-морскому флоту Народно-освободительной армии Китая можно нанести ущерб, заблокировав его штаб-квартиры в округе Чжаньцзян, в городах Нинбо (округ Чжоушань) и Циндао. При этом базу в Чжоушань изолировать легче всего, а Нинбо заблокировать крайне сложно. Выход китайских субмарин с базы на острове Хайнань ограничен, и заминировать территорию вокруг неё можно с безопасного расстояния. Затонувший в судоходном канале корабль помешает поставкам».
Петруча добавил, что одной из главных целей также станет иранский порт Бандер-Аббас. Кроме того, минировать можно важные реки наподобие Янцзы и труднопроходимые территории – пролив Дарданеллы, Финский залив и Ормузский пролив.
Петруча полагает, что Quickstrike подходят для создания оборонительных минных заграждений при угрозе высадки войск противника. Это мера, которая заставит Китай остановиться. Если Пекин решит захватить Тайвань или спорные территории в Тихом океане, минные поля помешают высадке китайских войск. Петруча считает, что в будущем необходимо оснастить Quickstrike двигателем и создать мину-ракету с дальностью в сотни километров.
Есть ли недостатки у неконтактных мин, которые устанавливаются с помощью воздушного минирования? К сожалению, нет. Как и всегда, мины – это дешёвый снаряд, который сложно обнаружить и обезвредить, он сеет панику, несоизмеримую с величиной ущерба. От применения мин могут пострадать нейтральные стороны, но по соотношению цена–качество минам нет равных.
К сожалению, Америке не приходится радоваться эффективности мин. Если США могут приделать крылья к подводным бомбам, то на это так же способны Китай, Россия и даже Иран и Северная Корея. Сложность устройства значения не имеет. Частично доработанных мин достаточно, чтобы посеять панику или не позволить американским кораблям и десанту подойти близко. Америка вряд ли способна активно противостоять этой угрозе: в распоряжении США находятся 11 старых тральщиков класса Avenger, ненадёжные вертолёты Sea Dragon, а постройка 32 кораблей береговой охраны с противоминным модулем ещё не завершена.
С другой стороны, пока Китай создаёт разминирующие дроны, минные заграждения смогут заблокировать исходящие пути. Возможно, в этой ситуации победа никому не достанется.
В любом случае, концепция минирования изменилась. Война на море уже никогда не будет прежней.
Читайте также
Последние новости