Следующая новость
Предыдущая новость

Развитие высшего образования в России

16.03.2018 17:08
Развитие высшего образования в России

В рейтинге лучших университетов мира QS «Европейские страны с формирующейся экономикой и Центральная Азия» в 2015-2016 годах российские университеты заняли верхние строчки, и сегодня они продолжают лидировать. Второй год подряд Московский государственный университет и Новосибирский государственный университет занимают первое и второе места соответственно, Санкт-Петербургский государственный университет расположился на пятой позиции, а Московский физико-технический институт оказался на десятой строчке.

Годами Россия меняла и развивала сферу высшего образования, и сегодня российское образование ценится на международном уровне.

Во времена СССР университеты создавались по старой европейской модели, согласно которой срок обучения студентов мог составлять до шести лет. Закончив обучение, студенты становились дипломированными специалистами. В прошлом человек получал одно высшее образование. Обучение оплачивалось государством, а специалисты начинали работать по распределению.

Система действовала на протяжении многих лет. Занятое население обладало устоявшимся набором навыков, хотя рынок постоянно требовал от людей новых знаний и умений, которые можно обрести лишь посредством непрерывного обучения. Идея о «бесконечном образовании» была внедрена, чтобы выдерживать конкуренцию на международных рынках и не отставать в области экономики и технологий.

В итоге Россия переняла американскую модель высшего образования, при которой студенты выбирают дисциплины в соответствии с желаемым профилем на всех этапах обучения в вузе.

В 2013 году с целью максимизировать конкурентную позицию группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ в соответствии с указом президента России был начат Проект 5-100, согласно которому к 2020 году пять российских вузов должны войти в сотню лучших мировых университетов. Проект перешёл во вторую фазу финансирования некоторых профильных университетов. Планируется проводить дальнейшую интернационализацию вузов, что повысит рейтинг университетов.

Изначально предполагалось сделать упор на развитие 15 вузов, но впоследствии к ним добавилось ещё 10. Программа подразумевает не только поддержку развития университетов, но и привлечение иностранных студентов – в особенности, с ключевых рынков в Азии и Африке. Помешать в достижении цели может нехватка предметных курсов на английском языке, и они разрабатываются в спешном порядке. Кроме того, ведутся попытки повысить популярность страны в целом.

Начальник отдела университетского маркетинга и академического рекрутинга Юлия Селюкова полагает, что иностранцы мало знают о российском образовании. Отчасти, именно поэтому сегодня не разрабатываются программы бакалавриата на английском языке. Селюкова рассказала, что как мать понимает родителей, не рискующих отправлять ребёнка учиться в незнакомую страну на четыре года.

По словам Селюковой, предстоит долго работать над популяризацией России в целом и российских городов в частности, так как обычно иностранцы знают лишь о существовании Москвы и Санкт-Петербурга.

Для России рейтинг университетов – это возможность заявить о себе как о стране. В 2012 году издание New York Times приводило слова министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, который назвал успех в рейтингах инструментом конкурентной борьбы и влияния.

Сегодня рейтинги не только предоставляют иностранным студентам полезную информацию. Подобные списки – это важный инструмент, с помощью которого правительства увеличивают долю государства в мировой экономике. Наличие высокорейтинговых университетов стало важным, и многие европейские страны с формирующейся экономикой и государства Центральной Азии начали увеличивать инвестиции в исследования и развитие сферы высшего образования.

Источник

Последние новости