В июне 2013 года пограничный мост на главном торговом коридоре между Сиэтлом и канадским Ванкувером разрушился и обвалился в реку после удара грузовой машины. И это не было столкновение на предельной скорости: фура просто ударила в одну из главных опор, но обветшалая конструкция не выдержала и сломалась, а без ее поддержки немедленно развалился и весь мост. Как выяснилось, в ходе предыдущих испытаний этот объект повышенной грузонапряженности был оценен экспертами не только как функционально устаревший, но и имеющий конструктивные недостатки и требующий замены.
И это лишь один из тысяч подобных примеров. Подавляющее большинство физической инфраструктуры в США находится в настоящее время в аналогичном состоянии, включая дороги, плотины, мосты и многое другое. Более 160 тысяч американских мостов официально классифицированы как опасные, подверженные риску обрушения, причем такие обрушения в последние годы происходят с пугающей регулярностью.
Большая часть американской инфраструктуры была построена в начале и середине двадцатого столетия, когда на континенте создавалась общая сеть электроснабжения, телефонной связи, строились крупные объекты, такие как плотина Гувера и мост «Золотые ворота», а также система межгосударственных автомагистралей с тысячами больших и малых мостов, тоннелей и многое другое. Однако, вот уже почти шестьдесят лет Соединенные штаты практически не выделяют средств на обслуживание и ремонт этих инфраструктурных объектов.
Сегодняшняя ситуация крайне тяжелая, а во многих случаях – критическая, но денег больше нет. Только на ремонт и модернизацию дорог требуется более 100 миллиардов долларов в год, а реконструкция мостов потребовала бы несколько сот миллиардов в год на неопределенное количество лет. Дело в том, что большинство из них приближается к концу своего срока эксплуатации, и одного ремонта будет недостаточно – все более остро встает вопрос о полной замене.
Американское общество инженеров гражданского строительства (ASCE) подготовило всеобъемлющий доклад, содержащий объективную оценку состояния американской инфраструктуры, в котором все категории объектов, за исключением одной, получили оценку «D», которая означает неудовлетворительное состояние, сопряженное с риском выхода из строя. Список включал в себя системы обеспечения населения питьевой водой, очистки и обработки сточных вод, а также электросети, аэропорты и авиационные объекты, железнодорожные сооружения и транспорт, внутренние водные перевозки, дороги и автомагистрали, мосты, плотины, объекты хранения и утилизации отходов, школы и транзит. Каждая из указанных категорий получила оценку «D».
Более 4 тысяч плотин в Америке были признаны экспертами организации ASCE как небезопасные. В докладе отмечается, что количество разрушений возрастает с внушающей тревогу скоростью, причем около 40 процентов всех аварий на плотинах в США за полтора столетия (с 1875 года) произошли только в течение последних десяти лет. За один только 2004 год в одном из округов штата Нью-Джерси тридцать различных плотин полностью вышли из строя или были серьезно повреждены из-за сильных дождей.
За пятилетний период с 2001 по 2006 год вышли из строя 130 крупных плотин, а также произошло около тысячи различных «инцидентов», которые, по оценке специалистов, выявили серьезные недостатки, угрожающие целостности конструкции уже в ближайшем будущем. В одном из таких случаев плотину удалось спасти экстренными мерами: обслуживающий персонал открыл шлюзы и выпустил всю воду. Инженеры утверждают, что количество плотин, которые находятся в опасном состоянии, растет гораздо быстрее, чем ведутся ремонтные работы.
На сегодняшний день общая протяженность сети автомагистралей в США составляет более 300 тысяч километров, причем большая ее часть была построена в сороковые и пятидесятые годы прошлого столетия и с тех пор почти не получала надлежащего технического обслуживания. В столице страны, Вашингтоне, 65 процентов дорог и автомагистралей сегодня требуют либо трудоемкого и дорогостоящего ремонта, либо полной реконструкции.
Многие американские штаты в последние годы вынуждены срывать бульдозерами твердое покрытие со своих износившихся до крайности автотрасс и возвращаться к гравийным и грунтовым дорогам, которые были повсеместно распространены в пятидесятые годы. Причина заключается в том, что автомагистрали, как и мосты, приближаются к завершению срока эксплуатации, а денег на дорогостоящие ремонтные работы не выделяется.
Американские автодорожные туннели также находятся в плохом состоянии, включая новые, которые рушатся с пугающей регулярностью, как это произошло в центре Бостона в 2006 году. Как и многие другие подобные случаи, этот обвал не был «аварией». Экспертиза доказала, что он был вызван ненадлежащим качеством строительных материалов и небрежным производством строительных работ, усугубленных безответственностью и некомпетентностью персонала. Именно эти проблемы, как любят заявлять официальные лица в США, имманентно присущи китайским строительным компаниям.
По оценкам специалистов, каждый год стареющие и ветшающие канализационные системы Америки сливают в реки и иные водоемы миллионы кубометров неочищенных сточных вод, создавая тем самым огромные потенциальные опасности для здоровья населения. Федеральная система электрических сетей больше не в состоянии выдерживать постоянно растущие нагрузки, в результате чего все чаще происходят отключения и иные аварии, когда целые города остаются без электроэнергии.
На ветхой и небезопасной железнодорожной сети почти ежедневно имеют место случаи схода составов с рельсов и другие опасные инциденты. Как и на автомагистралях, на железных дорогах на протяжении последних десятилетий проводились только экстренные ремонтные работы вместо надлежащего технического обслуживания и планового ремонта. То же самое справедливо и в отношении метро, а также надземных внутригородских железнодорожных систем. Особую тревогу вызывает нью-йоркская «подземка», которую эксперты оценили как «рахитичную, недопустимо грязную и ищущую причину рухнуть». Многие американские аэропорты и железнодорожные станции неблагоприятно отличаются от аналогичных объектов в так называемых странах третьего мира. К сожалению, состояние подавляющего большинства государственных школ в стране ничем не лучше.
Первым и очевидным объяснением этого колоссального ухудшения состояния и износа американского «физического капитала», аналога которому не существует ни в одной стране мира, кроме США, является то, что на протяжении последних шестидесяти лет правительство расходовало свои деньги, а также десять триллионов долларов заемных средств, на бессмысленные войны во всем мире, которые выгодны лишь 1 проценту самых богатых американцев.
Второй очевидной причиной была приватизация инфраструктуры страны. Однако, наиболее странный поворот событий еще впереди: в последнее время американские банкиры и некоторые корпоративные СМИ все чаще заявляют, что решение колоссальной инфраструктурной проблемы США состоит в том, чтобы передать еще на 500 миллиардов долларов государственных активов в частные руки.
Читайте также
Последние новости