Следующая новость
Предыдущая новость

Рассекреченные архивы: как агенты ФБР обезвредили русских шпионов, живших в США под видом американцев

14.10.2020 15:17
Рассекреченные архивы: как агенты ФБР обезвредили русских шпионов, живших в США под видом американцев

В 2000 году агенты ФБР в Нью-Йорке вели беспрецедентное расследование, задачей которого было раскрыть сеть российских разведчиков, постоянно живущих в США и выполняющих долгосрочные сверхсекретные задания.

«Это были офицеры российской разведки, прошедшие специальную подготовку, которые жили среди американцев, выдавали себя за американцев и получали доступ к информации как американцы, – объяснил руководитель группы ФБР Алан Колер. – Они сумели настолько вжиться в свою легенду, что дети, друзья, коллеги и даже ближайшие соседи не подозревали, что это были русские шпионы».

За внешним обликом и манерами обычных жителей пригорода скрывались прекрасно подготовленные оперативники. В штаб-квартире в Москве им выдали новые поддельные удостоверения личности и выдуманные истории жизни, которые в шпионском мире называются «легендами». Кроме того, они получили весьма обширные знания и навыки, касающиеся американской культуры и быта. По словам Колера, они «смотрели американские фильмы и американское телевидение. Их инструкторами, скорее всего, были люди, которые провели много лет в Соединенных Штатах».

Эти люди были в мельчайших подробностях знакомы с повседневной жизнью американцев. «Они знают, как вести себя в банке. Они знают, как заказать «биг-мак» в McDonald’s и никому не показаться странными. – рассказал он. – Они часто действовали парами, жили вместе и работали вместе в стране назначения под видом супружеской пары. Вся их цель состояла в том, чтобы «жить среди врага и слиться с ним, ничем не выделяться среди окружающих».

В чем состояла их шпионская миссия? Найти способ приблизиться к американским политикам, которые могли иметь доступ к секретной информации, интересующей российские спецслужбы в Москве.

В Йонкерсе, штат Нью-Йорк, российские шпионы Хуан Лазаро и его жена Вики Пелеаз жили с двумя детьми и двумя домашними питомцами, шнауцерами, ничем не выделяясь среди соседей. Однако, в их обычном пригородном доме, как рассказал специальный агент Тодд Шелдон, «ФБР обнаружило коротковолновые радиопередатчики, часто используемые для отправки зашифрованных сообщений, которые звучат как азбука Морзе».

А в Нью-Джерси жила другая пара шпионов, Ричард и Синтия Мерфи, с двумя маленькими дочерьми. «Если не знать, кто они на самом деле, любой человек мог бы с уверенностью сказать, что это типичная американская семья, живущая типичной американской мечтой, в типичном американском районе», – говорит Шелтон.

«Мне было бы легче поверить, если бы вы сказали, что они марсиане», – недоверчиво заявил один из соседей четы Мерфи в разговоре с ФБР.

В Кембридже, штат Массачусетс, Дональд Хитфилд и его жена Трейси Ли Энн Фоули жили в спальном районе всего в нескольких кварталах от Гарвардского университета. У них были два сына-подростка, которые родились в Канаде. В 2000 году Хитфилд получил в Гарвардской школе управления имени Кеннеди степень магистра в области государственного управления, которую он, по словам Шелтона, использовал «как платформу для получения доступа к людям, которые в конечном итоге могли оказаться на руководящих должностях». Фоули работал в компании по продаже недвижимости.

Почти десять лет ФБР пристально следило за шпионами. «Представляют ли они угрозу? Кто является их мишенью? Это были критически важные вопросы, на которые мы, профессиональные контрразведчики, должны были найти ответ», – рассказывает Колер. Цель состояла в том, чтобы не позволить им приблизиться к людям или секретной информации, которая могла представлять ценность для русских.

ФБР применило все доступные методы, включая бесчисленные часы скрытого наблюдения в форме прослушивания телефонов и мониторинга электронной почты, анализа аудиозаписей с микрофонов, установленных в домах российских агентов, а также периодических тайных обысков.

Агенты зафиксировали несколько случаев контакта между ними, когда русские передавали друг другу крупные суммы наличных в общественных местах. Шпионы были замечены во время встреч в толпе на площади Колумба в Манхэттене, на скамейке в одном из парков Бруклина, а также за обедом в ресторане в Саннисайде, одном из районов Квинса. Тайный обмен наличными и другими ценностями, который в специальной терминологии называется «передачей из рук в руки», имел место на лестничных клетках в таких общественных местах как железнодорожный вокзал Лонг-Айленда в Форрест-Хиллз и станции метро в Норт-Уайт-Плейнс. Одного из шпионов даже сняли на видео, когда он вскрывал тайник с деньгами, схрон, возле придорожной стоянки на шоссе в окрестностях Нью-Йорка.

Летом 2010 года шпионы были арестованы, и им были предъявлены обвинения в заговоре и отмывании денег. Никого из них не обвинили в сборе секретных материалов, хотя, по словам агента ФБР Марии Риччи, один из агентов «сблизился с людьми, которые являлись экспертами по ядерным вооружениям», в то время как другой «собирал информацию о людях, заинтересованных в получении работы в ЦРУ». Когда ее спросили, почему все эти шпионы на самом деле фактически не занимались шпионажем, Риччи ответила: «Если бы они выполнили свою задачу, это стало бы самым большим провалом в моей карьере».

Все шпионы были без суда и следствия отправлены обратно в Россию в обмен на четырех агентов западных разведслужб, содержавшихся в российских тюрьмах. Руководитель группы ФБР Алан Колер и специальный агент Шелтон вылетели вместе с задержанными русскими в Вену, где и состоялся обмен. Это был первый случай, когда у сотрудников бюро появилась возможность непринужденно поговорить с российскими агентами.

«В качестве следователя ты всегда смотришь на человека через призму своего расследования. Ты всегда видишь в нем «плохого парня». Все воспринимается совсем иначе, когда начинаешь видеть в нем личность»,– вспоминает Колер.

«Участие в этом расследовании и процедуре обмена — это была большая честь, своего рода привилегия для нас», – сказал Шелтон, и добавил, что когда одного из русских спросили, как долго он намерен был оставаться в США, тот ответил: «Я бы остался насовсем… у нас тут была прекрасная жизнь».

Источник

Последние новости