Участие президента России Владимира Путина в недавнем форуме, посвящённом китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), как обычно, вызвало всплеск рассуждений о глубине китайско-российских связей. Полчища доморощенных экспертов, «специалистов» по росту влияния Азии и Евразии, продвигают мысль о том, что Москва стремится укрепить альянс с Китаем, невзирая на очевидное отсутствие свидетельств политической поддержки подобного курса.
Однако растущую взаимозависимость между этими странами лучше всего рассматривать с точки зрения структурной предопределённости. Основным российским экспортным товаром являются углеводороды и другие природные богатства, в то время как Китай в 2017 году стал крупнейшим в мире покупателем нефти, обогнав Соединённые Штаты. Кроме того, посредством импорта Китаю необходимо насытить растущий спрос на продовольствие. Так уж совпало, что у России есть необходимые ресурсы для помощи в удовлетворении обеих нужд. В свою очередь, Москве требуются все возможные варианты роста, которые она может получить.
Российские власти продолжают усиленно продвигать идею о том, что сотрудничество в рамках ОПОП стремительно развивается. Правда, они редко объясняют, какие достижения имеются на этом направлении, так что каждое подобное заявление должно приниматься с изрядной долей скептицизма. Экономические связи действительно углубляются, но не в угоду геополитическому мему, которым является ОПОП.
Зашли в тупик переговоры Российских железных дорог с китайскими подрядчиками и инвесторами по поводу высокоскоростного железнодорожного маршрута, предназначенного для соединения Москвы с Пекином, который, как предполагалось, в конечном итоге достигнет Берлина. Этот проект мог осуществиться только при условии масштабных субсидий и завышении прогнозов потоков грузовых и пассажирских перевозок. Прошлой осенью Путин выразил сомнения в необходимости строительства первоначального участка от Москвы до Нижнего Новгорода, в конечном итоге отменив решения, принятые премьер-министром Дмитрием Медведевым и его кабинетом, и предложив вместо этого проложить линию в Санкт-Петербург. Любые перспективы широкомасштабного сотрудничества по расширению железнодорожного сообщения через всю Евразию на данный момент кажутся нежизнеспособными.
Подлинное сотрудничество потребовало бы значительных внутренних реформ железнодорожных перевозок, которые на сегодняшний день Москве приходится субсидировать, чтобы удержать на плаву отдалённые регионы, а также удовлетворить потребности промышленных групп и пассажиров. Рационализация тарифных режимов означает неизбежное повышение цен на билеты, но это политически неосуществимо в условиях продолжающегося снижения реальных доходов населения. Следовательно, в потенциально успешных областях экономического сотрудничества будет сохраняться застой.
Значительный прогресс в расширении связей между Россией и Китаем достигнут в сфере электронной коммерции, главным образом, благодаря Alibaba. В июне прошлого года этот IT-гигант начал продажу китайских товаров через собственные онлайн-рынки и каналы поставок. Более 90 процентов всех российских посылок, заказанных через рынок розничной электронной торговли, теперь прибывают из Китая благодаря доминированию в этой сфере Alibaba. Компания также запустила продажу российских брендов на китайском рынке.
Главным среди заметных заявлений Путина, сделанных на форуме, было предположение о том, что Северный морской путь России (СМП) в Арктике может быть связан с ОПОП. Правда, остаётся неясным, какой смысл это будет иметь для Китая или большинства грузоотправителей. Прежде всего, СМП придётся конкурировать с Суэцким каналом. Напомним, в соответствии с пока ещё не давшим особых результатов Меморандумом о взаимопонимании, который, как сообщается, предполагает инвестиции в размере 5 миллиардов долларов, Суэцкий канал фактически был объявлен частью ОПОП.
В свою очередь, Путин призвал российских высокопоставленных чиновников – в данном случае, прежде всего, представителей «Росатома», поскольку именно он юридически управляет СМП – обеспечить разумную тарифную нагрузку на использование ледоколов. Таким образом, он сможет конкурировать с Суэцким каналом, который в последние годы снижает плату наряду с расширением пропускной способности. В целом, на форуме не было объявлено ничего, что говорило бы о прорыве в китайско-российском арктическом сотрудничестве – разговоры о совместной работе в этом регионе постоянно возвращаются к импорту энергоносителей.
Что касается энергетических связей, то здесь лидером остаётся природный газ. Кроме того, Россия сохранила своё привилегированное положение в качестве ведущего поставщика нефти в Китай, чему способствовала чрезмерная приверженность Саудовской Аравии сокращению добычи в целях поддержания цен. В то же время, нет никаких доказательств того, что Пекин смог преодолеть трудности в возможной сделке по покупке акций «Роснефти» китайской CEFC.
Заявления Путина мало что говорят о каких-либо политических нововведениях или существенном взаимодействии между ОПОП и Евразийским экономическим союзом, или Россией в частности. Да, общий товарооборот в прошлом году достиг рекордного уровня в 108 миллиардов долларов, но это отражает тенденции на рынках сырья, а также секторальные улучшения, про которые говорилось выше.
Таким образом, китайско-российские экономические связи формируются на основе рыночной взаимодополняемости, политического давления и следования извечному интересу к получению прибыли. Отношения развивались бы намного лучше, проведи Россия и Китай более полную либерализацию своих экономик для структурных реформ. Путин не преминул нелестно отозваться о Соединённых Штатах за их торговую войну с Китаем, но в целом, «песня» остаётся той же самой: Россия не готова воспользоваться всей возможной глубиной экономического партнёрства с Китаем, за что Вашингтон должен быть ей признателен.
Читайте также
Последние новости