Россия станет главным местом для притока жаждущих безопасности капиталов в пережившем пандемию мире. Произойдет это по причине ее обширных накоплений, разумной фискальной политики а также возможности маневра в денежно-кредитной политике.
Однако главная причина, по которой я считаю Россию привлекательной для иностранных инвесторов, заключается просто в ее политической стабильности. Путин еще до вспышки COVID-19 предложил ограничить президентскую власть и реорганизовал свой кабинет и правительство.
То же самое нельзя сказать о европейских соседях страны, где попытка остановить вирус была как слишком жесткой, так и не адекватной.
А учитывая крайнюю хрупкость европейской банковской системы, реакция финансовой стороны как в финансовом, так и в денежно-кредитном аспектах разрушит то небольшое доверие, которое там существует.
Когда не менее, чем бывший президент ЕЦБ Марио Драги пишет в Financial Times оправдание для сброса фидуциарного (не обеспеченных золотом денег) эквивалента ядерной бомбы на Европу, становится ясно что положение серьёзное.
Кристина Лагард продолжила работу Драги, понизив доходность европейских облигаций, после того, как Сенат США утвердил самый большой стимулирующий пакет в современной истории.
И в этом беспорядке Россия тоже будет тратить деньги. В основном это были деньги, уже выделенные на этот год. Путин не австро-либертарианец или что-то вроде этого. В России будет стимулирование.
Поэтому он одновременно стремится укрепить налоговые поступления в России, переложив часть налогового бремени на тех, кто желает воспользоваться преимуществами очень высоких ставок доходности российского капитала.
Путин вводит 15-процентный налог (или тариф) на дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям, в качестве некоторого препятствия притоку капитала, спасающегося от происходящих вокруг России разрушений.
Поскольку нефть сейчас на уровне в $30 за баррель и меньше, в российском бюджете сейчас намного больше дыр, из-за того что налоги от добычи нефти и газа упадут почти до нуля. Министр финансов России Антон Силуанов ожидает, что в следующем году дефицит составит 3 триллиона рублей (~$38,7 миллиардов).
Так что часть этих денег можно попытаться компенсировать, и введение налога для иностранных инвесторов на 10-12% годовых имеет смысл. В данный момент российские 10-летние правительственные облигации торгуются на уровне в 7%. Эта ставка вероятно продолжит снижаться до своего долгосрочного показателя, поскольку кривые доходности на Западе сейчас падают из-за количественного смягчения и дальнейших финансовых репрессий.
Когда большинство западных экономик в следующие пару кварталов потеряет по 5-10%, то потенциальная реальная доходность для инвесторов будет очень вкусной. Так что вполне разумно что Путин а) желает немного притормозить приток капиталов, b) компенсировать потерю нефтедоходов.
Главной задачей является защитить отечественную экономику от притока капиталов, который никак не способствует развитию ненефтяной доли экономики России.
Все эти новые деньги в триллионах из спасательных пакетов надуют в российских активах пузырь, и схлынут как только где-то в мире появится что-то более выгодное.
Читайте также
Последние новости