Следующая новость
Предыдущая новость

Провокация на $2 млн: Улюкаев назвал взятку "подставой"

09.08.2017 19:01
Провокация на $2 млн: Улюкаев назвал взятку

Уголовное преследование экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева не что иное, как спланированная провокация, устроенная главным исполнительным директором «Роснефти» вместе с сотрудниками ФСБ.Первое уголовное дело в современной России с участием чиновника такого высокого уровня началось вполне ожидаемо - с давки. Журналисты как отечественных, так и зарубежных изданий в итоге еле вместились в небольшой зал. Сам «виновник» торжества, Алексей Улюкаев, находящийся под домашним арестом, приехал в суд на «Ладе Гранте» чуть ли не первым. Как и подразумевает данная мера пресечения, экс-министра всюду сопровождали сотрудники ФСИН.
Сильно похудевшему, сменившему деловой костюм на майку-поло чиновнику домашний арест, кажется, только сыграл на руку — Улюкаев выглядел подтянутым и значительно моложе, чем ранее. Уверенно зайдя в зал судебных заседаний, он сел на свое место у клетки и достал толстую тетрадь в твердом переплете и электронную книгу. Журналисты не могли не поинтересоваться, что читает экс-министр:
- Чехова читаю и вам советую.
- А почему Чехова? - не унимались репортеры.
- Чехов — это великий русский писатель, а я, к сожалению, мало читал в последнее время, - разговорился Улюкаев.
Своей демократичной манерой общения бывший высокопоставленный чиновник, похоже, расположил к себе представителей СМИ и они продолжили закидывать его вопросами. Впрочем от ответа на некоторые он ушел. Например, интересовавшимся, почему он оказался в такой щекотливой ситуации чиновник отрезал:
- Это длинная история.
Продемонстрировал Улюкаев и свое саркастическое чувство юмора. Когда журналисты попросили у сотрудников суда принести в зал дополнительные стулья, фигурант уголовного дела сказал:
- Хотите, я вам уступлю свое место? Нет, не хотите? Странные какие...
После объявления судебного разбирательства открытым, судья дала слово гособвинению. На зачитывание обвинительного заключения у прокуроров ушло не более десяти минут. Прокурор пояснил, что Улюкаев являлся министром экономического развития направил в конце января 2016 года в правительство предложение о продаже более 58% акций «Башнефти». Через семь месяцев в Минэкономразвития поступило поручение о подготовке предложений о приватизации «Башнефти». Улюкаев в свою очередь направил доклад с одобрением сделки по покупке акций «Башнефти» «Роснефтью».
Криминальная же история, согласно материалам уголовного дела, началась в октябре 2016 года:
- Находясь в служебной командировке на саммите глав государств БРИКС, Улюкаев потребовал от Сечина взятку в сумме два миллиона долларов США в качестве благодарности за дачу положительного заключения на осуществление сделки по приобретению пакета акций «Башнефти». Угрожая, в случае отказа, препятствовать законной деятельности «Роснефти», путем дачи отрицательных заключений..., - зачитал обвинительное заключение прокурор.
Согласно материалам уголовного дела, Сечин, «реально воспринимая угрозы Улюкаева», после возвращения из командировки был вынужден обратиться в ФСБ. Те, в свою очередь, привлекли его для участия в оперативном мероприятии. Исполнительный директор «Роснефти» позвонил Улюкаеву и предложил подъехать к нему в офис. Спецоперация проходила вечером. Когда Улюкаев покинул офис и сел в свой служебный автомобиль, к нему подошли сотрудники ФСБ. В сумке, которую Улюкаев положил в багажник, были обнаружены 2 миллиона долларов.
Когда прокурор закончил, Улюкаев поведал свою версию.
- В отношении меня ФСБ была совершена провокация с участием главы «Роснефти» Сечина и начальника службы безопасности «Роснефти» Феоктистова, - завил экс-министр. - Передача этой сумки была заранее спланирована сотрудниками ФСБ, которые несколько недель ждали передачи взятки... Сечин сам позвонил мне под предлогом обсуждения каких-то дел корпорации и уговорил приехать в «Роснефть».
Бывший чиновник также добавил, что сфабрикованное обвинение, «основывается исключительно на показаниях Сечина». При этом, по словам Улюкаева, следователи намеренно игнорировали доказательства, которые подтверждали, что обвинения не что иное, как ложь.
В свою очередь адвокаты экс-чиновника в речи прокурора усмотрели существенные разногласия с материалами дела, которые они получили ранее.
- Обвинительное заключение значительно отличается от ранее предъявленного, что не дает нам возможности нормально проводить линию защиты, - сказал адвокат Тимофей Гриднев, который, кстати, когда-то представлял интересы одиозной чиновницы Минобороны Евгении Васильевой.
Несмотря на требования защиты Улюкаева вернуть дело в прокуратуру, судья пришла к выводу, что таких оснований нет и отказала защите в ходатайстве. Следующее заседание теперь пройдет в Замоскворецком суде 1 сентября.
Из суда Улюкаева выводил усиленный конвой. Такие меры предосторожности были предприняты из-за бешеного ажиотажа со стороны СМИ. Улюкаев в итоге с трудом, но протиснулся в автомобиль ФСИН, который подогнали ко входу в суд. Оттуда он приветливо помахал журналистам рукой, а потом сжал ее в кулак. «Но пасаран!», наверное, именно так можно было расценить этот жест экс-министра.
МЕЖДУ ТЕМ
Официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что слова Улюкаева лишь подтверждают его виновность.
— Как вы могли бы прокомментировать заявления господина Улюкаева о том, что была провокация взятки со стороны Игоря Сечина?
— Суду представлены исчерпывающие материалы, доказывающие факт преступления. Что касается тактики защиты, которую избрал Улюкаев, мы ее комментировать не будем с учетом его сложного положения. Но обращаем внимание на факты, которые заключаются в том, что Улюкаев сам — исключительно сам — требовал незаконного вознаграждения за исполнение своих прямых служебных обязанностей. Сам за ним приехал и сам уехал с деньгами. Это факт. И позиция Улюкаева является косвенным, если не прямым, признанием факта преступления.
— Воспринимаются ли такие заявления господина Улюкаева как, может быть, ущерб репутации компании или лично Игоря Сечина?
— Почему? На каком основании? Еще раз говорю — это тактика защиты. Обвиняемый ищет оправдывающие обстоятельства в преступлении, в котором он практически признался. Оказавшись на месте Улюкаева, вы будете пытаться изобразить ситуацию так, чтобы она наносила вам, с точки зрения адвокатов, работающих на защиту, меньший ущерб.
— Игоря Сечин все же будет выступать в суде в качестве свидетеля?
— Никаких повесток мы не получали. Диспозиция та же: повесток не было, суд решает. Мы же не АФК «Система», мы же не пытаемся руководить судами.

Последние новости