Сегодняшняя реальность, полная опасностей, беспрецедентна и двойственна. С одной стороны, отношения между Вашингтоном и Москвой никогда еще не были настолько близки к военному конфликту. Американские и российские войска находятся в непосредственной близости в Восточной Европе, Украине, Грузии и Сирии, а теперь, возможно, и Венесуэле. С другой стороны, сотрудничество и контакты, известные как разрядка напряженности, которые в свое время уберегли Соединенные Штаты и Советский Союз от войны, преданы анафеме, и даже криминализированы почти трехлетним потоком клеветы на Россию. Причем настолько, что даже встреча на высшем уровне между Трампом и кремлевским лидером в 2018 году, традиционная президентская практика со времен Дуайта Эйзенхауэра, была названа «государственной изменой», а в последнее время дипломатическая тактика Трампа в отношении Москвы подвергается осуждению как «политика умиротворения».
Впрочем, наибольшая опасность исходит от безответственных и лживых утверждений о том, что Россия атаковала Америку во время президентских выборов 2016 года – акт, неоднократно приравненный в СМИ к нападению Японии на Перл-Харбор в 1941 и взрыву Всемирного торгового центра в 2001 году. Если это правда, Америка, как и любая великая держава, должна в конечном итоге нанести ответный удар, а это означает, что мы живем в состоянии надвигающейся войны с Россией, причем, вполне можно предположить, ядерной войны.
Но это неправда. Никакие российские ракеты, самолеты, бомбы, десантники, подводные лодки или боевые корабли не обрушивались на Соединенные Штаты в 2016 году. Никто не угрожал стране даже издалека. Россия «вмешалась» в выборы? Допустим, но точно также обе стороны постоянно «вмешивались» во внутреннюю политику друг друга на протяжении последних ста лет. И, разумеется, это вмешательство Москвы было далеко не столь масштабным, как помощь Вашингтона в переизбрании российского президента Бориса Ельцина в 1996 году. За исключением единственного случая военного вмешательства США в гражданскую войну в России в 1918 году, никому не приходило в голову называть эти обычные, почти ритуальные действия, вмешательством или «войной».
Тем не менее – а может быть и особенно – после того как 24 марта генеральный прокурор подвел итоги расследования спецпрокурора Мюллера, оправдав Трампа по обвинению в «сговоре», легион несгибаемых фанатиков «рашагейта» удвоили усилия по раскручиванию мифа о «российской атаке» в 2016 году. Оставим в стороне сегодняшних нео-маккартистов, постоянно выступающих с подобными идеями. А что можно сказать о прогрессивном журналисте, который подробно воспроизвел собственную давнюю выдумку о «войне Путина против Америки»? Или об иностранном редакторе издания The Daily Beast, выступвшем с предупреждением о том, что «отчет Мюллера» привел Москву в восторг, поскольку он открывает путь для новых заговоров Путина. Эти и десятки других публикаций делали не что иное, как повторяли призывы одного американского сенатора, практически объявившего войну «путинской России», которая, как он настаивает, «является преступным режимом, одержимым идеей уничтожить либеральный мировой порядок во главе с Соединенными Штатами».
Что еще хуже, резюме генпрокурора Барра ясно показывает, что полный отчет Мюллера включает основной раздел под названием «вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году». Мы можем лишь надеяться, что сам Мюллер не просто повторял эпизоды, которые регулярно приводятся в прессе в качестве примеров «российской атаки против Америки». Большинство из этих утверждений, хорошо известных читателям, лицемерны, лживы и просто игнорируют реальные факты.
Так, например, до сих пор нет никаких доказательств того, что Кремль взломал сервер Национального комитета Демократической партии и передал компрометирующие электронные письма сайту Wikileaks. Ведь тогдашний директор ФБР Джеймс Коми даже не исследовал компьютеры, о которых идет речь. Насколько можно судить, ФБР также не сделала этого. С другой стороны, группа бывших сотрудников американской разведки, известная как VIPS, дважды публиковала свое судебно-медицинское заключение о том, что кража электронной переписки с серверов Демократической партии была не взломом, а инсайдерской утечкой. Если это так – пока что выводы VIPS еще предстоит тщательно изучить – то никакой «России» в этом вымышленном «рашагейте» не было.
Мюллер обвинил группу российских сотрудников разведки во взломе и других неблаговидных действиях в соцсетях во время выборов. Это утверждение стало широко известным как «хакерская атака России во время президентских выборов 2016 года». Но ведь обвинения сами по себе не являются доказательством. Кроме того, два независимых журналиста тщательно проанализировали доводы Мюллера и обнаружили, что доказательства в них практически отсутствуют. Более того, никто не доказал, что какая-либо российская «атака» в социальных сетях оказала хоть малейшее влияние на результаты президентских выборов.
В качестве элемента «российской атаки» неизменно упоминается печально известная встреча в Трамп-Тауэр между ведущими участниками предвыборной кампании Трампа и пестрой командой россиян. Как отметил хорошо осведомленный бывший корреспондент в Москве, этих русских никак нельзя всерьез признать «эмиссарами Кремля». Что еще более важно, кого можно шокировать сегодня тем, что предвыборный штаб кандидата ищет «грязь под ногтями» его оппонента? Но «русская грязь», вне всяких сомнений, отличается особой токсичностью. Если так, то в то же самое время, в середине 2016 года, в средствах массовой информации распространялась уже разоблаченная ложь, состряпанная Кристофером Стилом, якобы основанная на «кремлевских источниках» высокого уровня и проплаченная предвыборным штабом Клинтон. Команда Трампа не платила денег и не добывала «грязь», в то время как команда Клинтон платила и публиковала грязь в изобилии. Если это и была «атака против Америки», то ее осуществил предвыборный штаб Хиллари Клинтон, а вовсе не Кремль.
Зато работа Пола Манафорта на «прокремлевского президента Украины» Виктора Януковича уж наверняка была частью скоординированной «российской атаки». Здесь мы сталкиваемся либо с фарисейством, либо с невежеством. В то время Манафорт советовал Януковичу развернуть свою страну от России к Западу и подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, игнорирующее интересы Москвы. То есть, другими словами, во время «атаки» Манафорт, который позже в течение короткого времени руководил предвыборной кампанией Трампа, действовал против России и в пользу Америки. Следует добавить, что последующие обвинения, выдвинутые Мюллером против Манафорта, касаются финансовых преступлений, совершенных в основном на Украине, а не в России. Таким образом, речь никак не может идти не «рашагейте».
Широко известно, что часть «российской атаки» представляла собой подкуп Трампа из-за его давнего желания построить отель в Москве. Но как объяснить, что многие американские и другие западные франшизы имеют сегодня крупные отели в российской столице: Sheraton, Four Seasons, Ritz-Carlton, Marriott, Holiday Inn и другие – а компания Трампа – нет? Его усилия не увенчались успехом, очевидно, из-за отсутствия «сговора». Если бы Кремль действительно хотел «напасть на Америку», несомненно, Трампу позволили бы построить отель, которого он так страстно желал. Кроме того, следует задуматься о том, что говорит это утверждение о десятках американских корпораций, которые сегодня прибыльно работают в России? По общему признанию, их руководители являются потенциальными американскими президентами, за исключением одного, Ховарда Шульца, чья франшиза Starbucks представлена едва ли не во всех крупных российских городах. Как и Трампу, всем этим бизнесменам приходилось неоднократно иметь дело с российскими чиновниками очень высокого ранга, многие из которых имеют «связи в Кремле» и, разумеется, с российскими олигархами.
Верно и то, что Трамп заставил национальный съезд Республиканской партии изменить программу 2016 года по Украине, удалив раздел, призывающий к дальнейшему наращиванию военной помощи США Киеву. Несомненно, это явное свидетельство российской «атаки против Америки». Но все изменения были направлены на то, чтобы привести платформу республиканцев в соответствие с официальной позицией администрации Обамы, которая сопротивлялась давлению со стороны политиков, призывавших к отправке большего количества оружия в Киев.
Наконец, наиболее часто в качестве доказательства «российской атаки» приводятся «тайные коммуникации» между кандидатом в президенты Трампом и его командой, в частности, генералом Майклом Флинном, и Кремлем. Но в этом не было ничего плохого или беспрецедентного. Ведь каждый президент Америки, начиная с Никсона, а возможно, с Эйзенхауэра и Кеннеди, устанавливал секретные каналы коммуникаций до вступления в должность. Это давно принятая практика, даже традиция.
Короче говоря, в 2016 году не было никакого «российского нападения» на Америку. И все же, этот миф, каково бы ни было его происхождение, остается серьезной опасностью, угрожающей войной, бомбой замедленного действия для фанатиков «российской угрозы». В истории не раз случалось, что государства вступали в войну из-за выдумок и мифов, но эти страны не были ядерными сверхдержавами. Если справедливо изречение «все когда-то бывает в первый раз», пора положить конец этой опасной истерии, пока еще не поздно.
Читайте также
Последние новости