Несмотря на стратегию властей, Россия по-прежнему не может заместить поставки основных категорий импортных продуктов продукцией отечественного производства, включая продукты, запрещённые к ввозу в рамках контр-санкций, принятых в августе 2014 г. Европейские поставщики были заменены компаниями из других стран, но в ряде случаев это была не замена, а реэкспорт тех же самых, в основном европейских, «запрещённых» продуктов. Об этом свидетельствуют данные аналитического доклада Национального рейтингового агентства (НРА).
Как всё начиналось
В августе 2014 г. в стране в ответ на западные санкции было введено эмбарго на импорт определённых категорий товаров из западных стран. Первый запрет на поставки товаров – мяса, рыбы, молочной продукции, сыров, овощей, фруктов – касался европейских стран и США. Через год санкции были распространены на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, а позднее на Украину.
Прогнозы и реальность
Планировалось, что сократившийся объём продуктов, запрещённых к импорту, будет замещён товарами российского производства в соответствии со стратегий импортозамещения, принятой в 2012 г. Однако, как считают аналитики, это удалось сделать только частично, и значительная часть продукции по-прежнему импортируется из-за рубежа, но через другие страны. Например, объём импорта молочной продукции к концу 2020 г., согласно прогнозам, должен был сократиться на 30%, но в реальности сокращение составило 20%.
С сокращением импорта овощей обернулась неудачей: предполагалось, что к 2020 г. импорт овощей сократится на 70.3%, однако на деле эта категория импорта снизилась всего на 27%. Из-за своего климата, Россия ещё долгое время будет оставаться чистым импортёром фруктов и овощей.
Лидируют мясо и рыба
За 8 лет, прошедших с момента принятия стратегии импортозамещения, на российском продовольственном рынке серьёзно сократился только импорт мяса – на 65%. По словам главы Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в 2020-х годах импорт мяса и мясных субпродуктов в Россию составлял около 2.5-3 млн. т, но в 2020 г. страна уже импортировала менее 600 тыс. т. Россия увеличила производство мяса птицы и свинины с 0.8 млн. тонн до 5.05 млн. т и с 1.6 млн. т до 4.25 млн. т, соответственно. Внутреннее производство рыбы тоже выросло: с 3.68 т лосося в 2013 г. до 4.21 т в 2019 г.
Реэкспорт, замещающий санкционный импорт
Во многих случаях поставки из стран, попавших под российские санкции, заменялись импортом продуктов из третьих стран. Однако, как следует из доклада НРА, это происходило частично за счёт реэкспорта той же самой продукции, запрещённой к прямому импорту в Россию.
Норвегия, которая до эмбарго поставляла в РФ до 40% импортной рыбы, была заменена Чили и Фарерскими островами, откуда сегодня ввозится 20% и 16% рыбы, соответственно. В то же время поставки Норвегией рыбы в Чили утроились. Эквадор, откуда в Россию поставляется сегодня 22% фруктов, фактически заменил ЕС на этом рынке.
Однако аналитики обнаружили, что в последнее время сам Эквадор увеличил закупку этой продукции у Европы в 7 раз, что превышает объём внутреннего потребления. Поставки овощей из Европы в Россию частично были восполнены Китаем: доля этой страны в импорте сейчас составляет 21% против 8% в 2013 г. Между тем, параллельно с этим, и сама КНР утроила закупки овощей у ЕС.
Если до введения эмбарго на ЕС приходилось 43% импорта молочной продукции, сейчас главным поставщиком стала Белоруссия (79% по сравнению с 39% до введения санкций). Белоруссия заменила ЕС и в поставках мяса: сейчас её доля в структуре импорта в РФ составляет 29% по сравнению с 12% в 2013 г. Из Парагвая, откуда мясо до введения санкций импортировалось в ограниченном объёме, сейчас его ввозится 19%. Эксперты допускают также, что существует реэкспорт санкционной продукции из стран ЕАЭС, Молдовы, Сербии, Азербайджана.
Мнение правительства
Кремль признал программу импортозамещения успешной. В Кремле пояснили, что целью программы было самостоятельно удовлетворить основные, а не все, потребности российских граждан в продуктах питания. Программа успешно справилась с этими задачами.
Министр сельского хозяйства прокомментировал информацию о «провале» импортозамещения. По итогам 2020 г. производство основных продуктов питания превысило нормы, установленные Доктриной продовольственной безопасности, как говорится в сообщении Минсельхоза. И именно уровень, когда достигнуто самообеспечение продовольствием, что прописано в доктрине, является основным ориентиром работы отрасли, подчеркнули в ведомстве.
Так, в 2021 г. страна произведёт зерна более чем в полтора раза больше, чем нужно для внутреннего потребления: доктрина продовольственной безопасности устанавливает порог минимум в 95% от необходимого, а будет собрано 163.6%.
Самообеспеченность мясом и мясопродуктами достигло 100.4% (в доктрине указано 85%). Производство скота и птицы на убой (живой вес) на фермах всех категорий в 2020 г. по данным Минсельхоза составило до 15.6 млн.т, что на 3.2% (на 481 тыс. т) больше, чем в 2019 г. Сюда входит рост производства свинины (+9.1%), птицы (+0.4%) и крупного рогатого скота (+0.2%).
Растительного масла производится почти вдвое больше, чем необходимо стране: при установленном уровне самообеспечения в 90%, Россия в 2020 г. произвела его 190.1% от внутренних потребностей. Несмотря на то, что в 2020 г. производство сахара сократилось, сельхозпроизводители полностью покрыли потребности внутреннего рынка, хотя в доктрине указан минимальный порог в 90%.
По словам вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, агропромышленный комплекс России это не только зерно. Благодаря широкомасштабным инвестициям, развиваются и другие направления, в частности, животноводство: «За последние 20 лет мы практически с нуля создали современную и конкурентоспособную отрасль, уверенно вошли на мировой рынок с мясом российского производства. У нас сотни современных животноводческих комплексов, предприятий переработки, и растёт производство мяса и молока. По производству свинины, мяса птицы мы вошли в пятёрку ведущих производителей в мире. По производству говядины – в десятку».
Возможности для голландского агробизнеса в свете импортозамещения
Как подчеркнула В.Абрамченко, развитие аграрной науки это ключевое направление для правительства в стратегии импортозамещения в сельскохозяйственной отрасли России. Поэтому основные усилия планируется направить на ускоренное научно-техническое преобразование сельского хозяйства. Речь в этом проекте идёт о создании собственных, независимых отраслей селекции и генетики, в том числе и на основе геномных и пост-геномных технологий. Необходимо создавать конкурентоспособные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, в том числе адаптированных к изменению климата.
Во-вторых, планируется увеличить продуктивность сельскохозяйственных животных за счёт реализации их генетического потенциала и внедрения передовых технологий кормления и содержания. Поэтому сельскому хозяйству России необходимо адаптировать зарубежные технологии и развивать селекционно-генетические центры в самых перспективных областях. В растениеводстве это картофель, кукуруза, подсолнечник и виноград.
Следовательно, в этом плане голландский агробизнес может получить определённые преимущества при сегодняшней стратегии российского правительства, направленной на импортозамещение. Фокус сотрудничества между российским и голландским агросекторами сместился в сторону технологий, оборудования, генетики, посадочного материала, передаче знаний и опыта. В сегодняшней ситуации голландский агросектор может предложить российскому сельскому хозяйству «удочку, чтобы оно могло ловить рыбу самостоятельно».
С этой точки зрения, пространство для сотрудничества по-прежнему сохраняется, и здесь есть некоторые возможности. Однако следует помнить о проблемах начала и ведения бизнеса в России, включая жёсткую конкуренцию с другими европейскими игроками и местными производителями, а также то, что налоговое соглашение между нашими странами истекает в январе 2022 г, и другие проблемы.
Читайте также
Последние новости