В связи с нынешними тектоническими переменами на геополитической карте мира особыйы интерес вызывает история, связанная с грандиозным американо-российским проектом, который обусловил не только продажу Аляски в октябре 1867 года Соединенным Штатам, но и участие России в гражданской войне в США. Сегодня мало кто об этом вспоминает, но достаточно лишь упомянуть о том, что царь Александр II отдал приказ о развертывании российских военных флотилий в Сан-Франциско и Нью-Йорке.
Несмотря на то, что президент Авраам Линкольн и император Александр II были известны как великие реформаторы и поборники равенства, благодаря их общей приверженности идее освобождения рабов и крепостных крестьян, оба лидера были убиты еще до того, как их великие замыслы начали воплощаться в жизнь.
Стратегическое значение тоннеля через Берингов пролив в истории
Для тех, кто не знает, проект тоннеля под Беринговым проливом – идея 150-летней давности, которая была сформулирована союзниками, президентом США Авраамом Линкольном и российским императором Александром II, сразу после завершения гражданской войны в Америке. Первоначальный общий замысел был продиктован планом соединения телеграфных линий между двумя континентами, за которым, спустя непродолжительное время возникла идея соединения российской Транссибирской железнодорожной магистрали и Трансконтинентальной железной дороги в Америке через Британскую Колумбию и Аляску вплоть до Евразии. Обо всем этом в подробностях изложено в книге бывшего губернатора Колорадо Уильяма Гилпина в его книге «Всемирная железная дорога», вышедшей в 1890 году.
Этот мегапроект во многом напоминает нынешнюю китайскую инициативу «Один пояс, один путь», которая быстро превращается в проект по созданию глобального сухопутного моста. Гилпин описал, как могла бы выглядеть эта новая парадигма развития человеческой цивилизации:
«Оружие взаимного уничтожения отброшено. Кровожадные страсти обузданы, и большая часть человечества принимает основные учения христианства НА ПРАКТИКЕ… Открывается пространство для индустриального прогресса и невиданного доселе роста промышленной мощи. Цивилизованные народы мира встречаются. Они взаимно просвещены и поддерживают между собой дружеские отношения, в гармонии с природой и Богом. Мир перестает быть военным лагерем, в котором силу имеют лишь военные принципы и безжалостное угнетение. Эти гигантские открытия и события знаменуют наступление нового и великого порядка в истории человечества».
Идея строительства тоннеля под Беринговым проливом была поддержана российским царем Николаем II, который в 1906 году нанял группу американских инженеров для проведения исследований и технико-экономического обоснования этой инициативы. По их оценкам, стоимость проекта на тот момент оценивалась в 350 миллионов долларов.
К сожалению, Первая мировая война, российская революция и Вторая мировая война не позволили проекту осуществиться, как это было задумано, и принести плоды обеим странам.
Однако, эта идея была возвращена к жизни великим политиком, вице-президентом США при Франклине Рузвельте, Генри Уоллесом, который обсуждал проект тоннеля под Беринговым проливом с министром иностранных дел России Молотовым в 1942 году. В ходе этой встречи Уоллес заявил, что «для прочного мира в будущем огромное значение могла бы иметь связь между пионерским духом нашего Запада и первопроходческим духом русского Дальнего Востока».
Начавшаяся через несколько лет холодная война в очередной раз похоронила проект глобального масштаба, и лишь в 2007 году российское правительство вновь вернулось к этой идее, когда президент Владимир Путин предложил заплатить 2/3 от общей предполагаемой стоимости в 65 миллиардов долларов, чтобы построить 100-километровый тоннель через Берингов пролив. Этот проект еще раз, уже более отчетливо, был предложен Западу в 2011 году, а в мае 2014 года он получил неофициальную поддержку со стороны Китая. К сожалению, сторонники односторонней внешней политики НАТО, технократы и неоконсерваторы, не смогли и не захотели рассмотреть те преимущества, которые подобные проекты обеспечивают странам, принимающим участие в их реализации, и вместо этого предложили очередной план игры «с нулевой суммой» для установления полного доминирования Запада.
С открытием в 2018 году Полярного шелкового пути, включающего Арктику в сеть коридоров сотрудничества между Востоком и Западом, которые сливаются с Евразийским экономическим союзом, идея соединения континентов через Берингов пролив получила новую жизнь. Если страны Запада найдут в себе смелость взглянуть в глаза реальности еще до того, как разразится катастрофа надвигающегося финансового кризиса, проекты, оживляющие новую многополярную парадигму глобального развития, несомненно, будут во многом похожи на концепцию Всемирного наземного моста между двумя крупнейшими континентами, Евразией и Америкой, предложенную Институтом Шиллера.
Развитие Арктики остается одной из лучших точек для зарождения нового стратегического альянса и укрепления взаимодействия, необходимых для реорганизации распадающегося мирового экономического порядка на основе твердых принципов многополярного сотрудничества. Отчасти у человечества уже есть подобный опыт, и он исторически связан с динамическим преобразованием мира после вступления Авраама Линкольна на пост президента США в 1860 году.
На сегодняшний день лишь наиболее осведомленные люди знают, что именно вмешательство России в гражданскую войну в 1863 году стало поворотной точкой, которая помешала британским и французским империалистическим силам выступить на стороне южных повстанцев. И еще меньшему количеству людей известно о том, как произошло, что великий стратегический замысел России и Америки по соединению континентов с помощью железной дороги не осуществился, как это было задумано после, продажи Аляски.
В период между 1865 и 1867 годами существовало несколько связанных между собой факторов, которые представляли серьезную проблему для стратегов слабеющей Британской империи.
Одним из них была необходимость объединить в конфедерацию британские колониальные территории в Северной Америке, вместо того чтобы позволить им стать независимыми государствами, либо присоединиться к республике Линкольна. Если эту первую задачу можно было решить, отстранив от власти про-линкольновские силы в канадских политических кругах и убив самого Линкольна, то следующая задача подразумевала передачу в руки канадской конфедерации обширных частных территорий, принадлежавших компании Гудзонова залива (самая старая торговая корпорация в Северной Америке и одна из самых старых в мире, основанная в 1670 году). Эти территории отделяли восточные колонии Британии от одинокого западного форпоста Британской Колумбии на тихоокеанском побережье.
Если такая передача собственности компании Гудзонова залива федерации могла быть устроена, после этого все равно было бы необходимо как-то убедить подданных Британской Колумбии присоединиться к канадской Конфедерации. Это была непростая задача, так как подавляющее большинство жителей выступало за присоединение к США из-за отчаянного экономического положения их колонии, вызванного кризисом 1858 года, когда лопнули пузыри «золотой лихорадки», а также полной изоляцией от остальных британских колоний в Америке.
Продажа Аляски и схватка за Британскую Колумбию
30 марта 1867 года Британская империя была застигнута врасплох сообщением о том, что российские владения на Аляске были проданы Америке за 7,2 миллиона долларов в ходе тайного дипломатического маневра, который тогдашний госсекретарь Уильям Стюард назвал самой важной сделкой в своей жизни.
Эта продажа внезапно сделала некогда изолированную колонию, Британскую Колумбию, очень «горячей» недвижимостью. Во время этой покупки Трансконтинентальная железная дорога Линкольна, строительство которой началось в 1863 году, была всего в двух годах от завершения. Она впервые в истории соединила Тихий океан с Атлантическим по суше, тем самым нанеся серьезный удар по британской монополии над морскими водными путями.
Следует учесть, что среди российской интеллигенции было немало сторонников Линкольна, включая графа Сергея Витте и Дмитрия Менделеева. Кроме того, строительство Транссибирской магистрали (по американскому проекту и в основном американскими силами) осуществлялось относительно недалеко, и идея соединения двух континентов железнодорожными линиями обсуждалась во всем мире.
Вероятность того, что Британская Колумбия присоединится к Конфедерации, на тот момент была незначительной, поскольку расколотая колония не имела торговых связей с Великобританией или конфедерацией на Восточном побережье, от которой ее отделяло 3500 километров. Фактически, 2 июля 1867 года королеве Виктории была направлена первая из нескольких петиций с просьбой о том, чтобы метрополия облегчила долговое бремя колонии и ее экономические проблемы, либо, в противном случае, чтобы королева разрешила ей присоединиться к Соединенным Штатам Америки!
В то время американский консул при дворе королевы Виктории Аллен Френсис написал письмо президенту, в котором заявил: «Даже колонисты, проявляющие наибольшую лояльность по отношению к королеве, теперь в подавляющем большинстве призывают к присоединению к Соединенным Штатам как к единственному спасению, единственному средству избавления их колоний от нынешней смуты и упадка».
Выходившая в Британской Колумбии газета Colonialist описывала ситуацию следующим образом: «Поскольку никакие перемены просто не могут привести к худшему, они (жители Британской Колумбии) будут приветствовать присоединение к Соединенным Штатам, предпочитая этот шаг продолжению жизни в бедности и убожестве. Мы пишем это с полной уверенностью, что так думают каждые 9 человек из 10… эти настроения видны на каждом углу… в общественных собраниях, в деловых кругах, повсюду».
18 июля 1868 года территории, принадлежавшие компании Гудзонова залива (Земля Руперта) были проданы Оттаве в рамках операции, проведенной сэром Жоржем Этьеном Картье, который заявил, что «в этой стране нам нужна особая форма правления, в которой будет сохраняться монархический дух».
Монархический дух, о котором говорил Картье, отразился в высказывании таких отцов канадской конфедерации как Джон А. Макдональд, который заявлял: «Я родился британским подданным, и британским подданным умру». Ему также принадлежат слова, сказанные в 1867 году по поводу огромной территории к западу от Торонто: «Лично я был бы готов оставить всю эту страну пустыней еще на полвека, но боюсь, что если сюда не войдут англичане, это сделают янки».
22 мая 1867 года отец-основатель канадской Конфедерации сэр Александер Галт заявил о политике Великобритании в отношении экспансии на запад с целью заблокировать соединение между Россией и Соединенными Штатами следующее: «Если Соединенные Штаты стремятся обойти нас с запада, мы должны вынуждены реагировать и наложить руку на Британскую Колумбию и Тихий океан. Эта страна не должна быть окружена Соединенными Штатами. Если мы это допустим, нам конец… «От Атлантики до Тихого океан» – этот клич должен звучать в Британской Северной Америке, как никогда не звучал в Соединенных Штатах».
Последняя серьезная попытка жителей Британской Колумбии присоединиться к Америке была предпринята в «прошении об аннексии» 1869 года, в которой перечислены отчаянные жалобы на Британскую империю и обращение к президенту Гранту:
«Единственное средство от бедствия, которое обрушилось на нас – это тесный союз с соседними штатами и территориями. Мы уже связаны с ними единством объекта и интереса: почти все коммерческие связи, которые мы имеем – это связи с ними. Они представляют собой главные рынки для сбыта продукции наших шахт, земель и вод. Они поставляют в колонию большинство предметов первой необходимости. Они предоставляют нам единственное средство коммуникаций с внешним миром… по всем вышеизложенным причинам, мы искренне желаем, чтобы Соединенные Штаты приобрели эту колонию».
Империя наносит ответный удар
После согласования условий, Британская Колумбия была принята в канадскую Конфедерацию в качестве шестой провинции. На протяжении последующих десятилетий, поскольку теперь Канада была открыта для формирования Северной Конфедерации под контролем британцев против цивилизационного прогресса, к которому стремились Соединенные Штаты, на землях, ранее принадлежавших компании Гудзонова залива, были сформированы провинции Саскачеван и Альберта. Отсутствие прогресса в строительстве железнодорожной сети Канады к 1878 году привело к возобновлению разочарования со стороны жителей Британской Колумбии, которые еще раз призвали к вхождению колонии в состав США. Это привело к появлению «Национальной политики на 1878-1885 гг.» сэра Джона Макдодальда, которая выражалась в строительстве собственной трансконтинентальной магистрали. Первые вагоны прибыли в Порт-Муди из Монреаля 4 июля 1885 года.
Ко дню «Выставки столетия» в Филадельфии, которая состоялась в 1876 году, американская система политической экономии привела к резкому росту благосостояния и богатства в Соединенных Штатах и стала образцом для всего цивилизованного мира, стремившегося освободиться от колониальной гегемонии Британской империи.
Преобразования по американскому образцу были проведены сторонниками прогресса во всем мире. Германия при канцлере Отто фон Бисмарке энергично применяла американскую систему, сочетавшую высокие внешние таможенные тарифы и значительные улучшения условий торговли внутри Германского таможенного союза. Российские цари Александр II и Александр III применили американскую модель для масштабной модернизации в районе Транссибирской магистрали. Даже в Японии во время Реставрации Мэйдзи (комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, прим.mixednews) для искоренения феодализма и вступления страны в современную эпоху применялась американская модель.
К сожалению, эпоха финансируемых Лондоном революций, политических убийств и войн приняла в конце девятнадцатого и начале двадцатого века уродливые формы, не позволив системе взаимовыгодного сотрудничества развиваться так, как было задумано.
Сегодня мир снова расколот между двумя противоборствующими системами. Одну сторону представляют сторонники и международные союзники идей Линкольна, а другую – британские разведслужбы. Причем защитники многополярного мира, связанного сотрудничеством, выступают под именами Путина и Си Цзиньпина. Эти евразийские государственные деятели запустили новую систему кредитования, дипломатии, безопасности, экономической политики и научного прогресса, основанную на лучших принципах американской системы девятнадцатого века, которая иногда на короткое время возрождалась под руководством таких лидеров как Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди.
Есть ли у западных стран моральная сила для возрождения своих утерянных традиций и присоединения к этой новой парадигме развития человечества, или нет – покажет время.
Читайте также
Последние новости