Недавно четыре американских военнослужащих получили ранения в Сирии в столкновении с российскими военными, что стало еще одним проявлением обострения международного соперничества за лидерство в регионе. Подобные инциденты все чаще и чаще выдвигают на первый план, как правило, упускаемый из виду вопрос: что вообще американские солдаты делают в Сирии?
В течение почти десяти лет Вашингтон и его союзники неоднократно предпринимали попытки исподволь свергнуть правительство в Дамаске. До сих пор их самым большим достижением, похоже, является подливание масла в огонь гражданской войны в Сирии и введение режима сокрушительных санкций, что, в свою очередь, создает пространство для хаоса, где могут процветать различные негосударственные субъекты, отличающиеся радикализмом и жестокостью.
Безотрадное состояние отношений между Вашингтоном и Москвой не может служить оправданием продолжающейся частичной оккупации сирийской территории.
Даже если кто-то считает, что важно продолжать соперничать с Россией в большой игре великих держав, присутствие США в Сирии работает против этой цели, потому что в этой ближневосточной стране нет приза, за который стоит бороться с русскими — чего, к сожалению, многие не понимают.
Наоборот, небольшое по масштабам военное присутствие американских сил сдерживания подобно мине-растяжке, несущей угрозу жизням американских солдат ради возможности использования отдаленных район Сирии как своего рода разменной карты для большой мирной сделки, которая пока не имеет никаких признаков практической реализации.
Эти силы слишком малы, чтобы стать эффективным инструментом достижения поставленной военной цели, но слишком активны, чтобы быть просто миротворцами — короче говоря, такие шаги ведут к чрезмерному растягиванию сил.
Опасность втягивания американских военных в очередной раунд боев на севере Сирии вполне реальна. Возможно даже, что американские войска придется сражаться бок о бок с солдатами Турции, страны, надежность и даже желательность которой в качестве союзника США в настоящий момент вызывают сомнения.
И какова стратегическая выгода для США от их рискованных действий в Сирии? Американские войска были отправлены туда якобы для проведения операции против ИГ, но так называемый халифат ИГИЛ разрушен, а его разрозненные сторонники лишились инфраструктуры и организации, которые когда-то делали группировку серьезной международной угрозой.
Сегодня лучший способ разобраться с их остатками — это всеобщее прекращение сирийской гражданской войны, чему не способствует американское присутствие, мешающее воссоединению страны. Даже без учета этого, ужесточение санкций в отношении Дамаска препятствует усилиям властей восстановить страну после гражданской войны.
Между тем, нельзя не сказать о недавно заключенной нефтяной сделке с курдами. Следует помнить, что обеспечение безопасности нефтедобычи в рамках этой сделки на территории восточной Сирии требует постоянного присутствия американцев в регионе.
Долгосрочное присутствие США в восточной Сирии имеет шаткие перспективы. Конечно, не стоит проводить военную операцию ради доступа к запасам нефти, которые не особо впечатляют и не составляют значительную долю мирового или даже регионального рынка. В наши дни даже стратегическая значимость всего Ближнего Востока в плане производства энергоресурсов вызывает все больше и больше сомнений.
Позиция США в мире была бы более сильной без этого очевидно малоэффективного, но зато очень опасного использования военной силы. Способность США адаптировать свою большую стратегию к изменяющемуся миру скорее усилится, чем ослабнет, если держать американские войска подальше от трясин, которые не охватываются жизненно важными национальными интересами.
Американские войска необходимо немедленно вывести из Сирии, прежде чем случится неожиданная, но предсказуемая катастрофа, которая может подорвать долгосрочную американскую политику и ввергнуть Америку в дальнейшие нежелательные военные интервенции.
Читайте также
Последние новости