Десять лет назад сирийцы решили пройти маршем по улицам страны, открыв тем самым сирийскую главу Арабской весны. Они протестовали против политических репрессий, которые стали нормой за десятилетия правления партии Баас, но также требовали новых рабочих мест, прекращения коррупции и улучшения условий жизни.
Десять лет спустя после этих событий половина населения Сирии вынуждена была покинуть свои дома, экономический кризис в самом разгаре, значительная часть страны разрушена, а сама страна расколота. И хотя сирийское правительство восстановило свой контроль над большей частью территории, ранее удерживаемой повстанцами, северо-запад Сирии остается под контролем исламистских повстанческих группировок, а северо-восток — под контролем местных союзников Соединенных Штатов, Сирийских демократических сил (SDF), преимущественно состоящих из сирийских курдов.
Поначалу западные страны ожидали, что сирийский народ сумеет свергнуть свое правительство, как это произошло в Тунисе и Египте. Однако такие страны как Индия были более осмотрительны и, как оказалось, более точны в своем анализе. «Армия будет поддерживать его до конца, – сказал высокопоставленный сотрудник RAW, индийского агентства внешней разведки, о положении Асада в тот момент. – Россия не может позволить режиму Асада рухнуть, и не допустит этого. И действительно, Путин вмешался в конфликт на стороне Асада осенью 2015 года, начав военную операцию, которая переломила ход войны в пользу находившегося на грани краха президента.
Встречи, на которых было принято судьбоносное решение, проходили в Москве в июле того же 2015 года. Сирийская делегация остановилась в «Президент-отеле», том самом, где в это время проходил первый Гражданский форум БРИКС.
Во время этого форума индийская делегация встретилась с американским дипломатом, и кто-то спросил его, неужели Обама решил подарить Сирию России. В ответ он повторил то, что другие говорили много раз: Сирия расположена слишком далеко от США, и события в ней не представляют прямой угрозы безопасности американского народа. «Какие у нас вообще интересы в Сирии?» – риторически спросил он.
Отступление Америки с Ближнего Востока оказалось таким же фактором победы Асада в войне, как и вмешательство России. Президент Барак Обама унаследовал от своего предшественника Джорджа Буша-младшего бесконечные войны в Афганистане и Ираке и пообещал своим избирателям положить им конец, а не втянуть Америку в новые конфликты.
В августе 2012 года, когда Барака Обаму спросили, что может его убедить в необходимости применить военную силу в Сирии, он сказал, что провел красную черту, и речь шла об использовании Асадом химического оружия. И все же в августе 2013 года, когда Асада обвинили в химической атаке в Гуте, одном из пригородов Дамаска, Обама не стал придерживаться своего ультиматума.
Месяц спустя Барак Обама и Владимир Путин в частной беседе выработали соглашение, которое предусматривало, что Россия должна была взять на себя уничтожение сирийского химического оружия. Однако режим Асада неоднократно обвиняли в новых химических атаках против гражданского населения и после того, как Россия якобы вывезла и уничтожила все запасы химического оружия.
Трамп тоже выступал против участия наземных сил США в войнах на Ближнем Востоке. Просто чтобы досадить Обаме и доказать свое превосходство, он приказал нанести несколько ракетных ударов по сирийским объектам, когда в 2018 году режим Башара аль-Асада обвинили в химической атаке в Хан-Шейхуне, недалеко от турецкой границы. Однако администрация Трампа была одержима сдерживанием Ирана, а не противодействием России в регионе.
Новый американский президент Джо Байден, судя по всему, еще меньше заинтересован в Сирии, чем его предшественники. Его главные заботы – вакцинация американского населения против Covid-19 и восстановление экономического роста Соединенных Штатов. Он ясно дал понять, что главным приоритетом во внешней политике будет Китай, а вовсе не Ближний Восток.
Сторонники режима Асада, такие как Россия и Объединенные Арабские Эмираты, надеются, что Байден отменит секторальные санкции против Сирии и откроет возможности для восстановления страны. Однако многие эксперты, в том числе и те, кто возражал против санкций из-за их крайне негативного воздействия на гуманитарную обстановку и условия жизни населения, сегодня говорят, что Байден должен выбрать более прагматичный подход, который позволил бы поэтапно восстановить сирийскую экономику. Они утверждают, что Соединенные Штаты должны дать свое разрешение на поступление средств в Сирию только в обмен на политические и экономические реформы.
Если это произойдет, Россия получит экономическую выгоду от своего военного вмешательства, которое стало возможным не в последнюю очередь благодаря отступлению Америки. Другими словами, Россия извлекла наибольшую пользу из сирийской войны с тех пор, как Обама не решился на военное вмешательство. Фактически он освободил Москве место на Ближнем Востоке и предоставил ей плацдарм в Средиземном море. Когда Обама не выполнил свое обещание по поводу красных линий, это стало сигналом Путину и Асаду, что они могут делать все, что сочтут нужным. А затем исход миллионов беженцев привел к появлению в Европе правых партий, большинство из которых дружит с Россией. Наконец, одержимость Трампа сдерживанием Ирана на Ближнем Востоке облегчила Москве сохранение мощного влияния на Асада. Прагматичная политика Байдена в отношении Сирии означает, что присутствие и экспансия России в регионе будут продолжаться беспрепятственно.
Итак, десять лет спустя после начала гражданской войны стало ясно, что сирийский народ проиграл в этой войне со всех сторон. А Россия, напротив, победила на всех фронтах — в военном, стратегическом, а со временем, возможно, и в экономическом отношении, когда она примет участие в восстановлении страны, которую разрушили ее собственные бомбы.
Читайте также
Последние новости