За две недели, прошедшие со времени бомбежки беспилотниками нефтеперерабатывающего завода Саудовской Аравии, в результате чего была остановлена половина ее нефтедобычи, наиболее выгодную позицию с учетом сложившихся обстоятельств, похоже, заняла Россия.
Через несколько часов после случившегося Рособоронэкспорт заявил, что проведет переговоры со странами Ближнего Востока о продаже им новых оружейных систем, ориентированных на борьбу с беспилотниками, ворвавшись таким образом на рынок, где долгое время доминировали Соединенные Штаты.
В следующем месяце президент Владимир Путин посетит Саудовскую Аравию и страны Персидского залива, что даст возможность углубить сотрудничество в области энергетики и нефтяной промышленности, увеличить инвестиции и продвинуть свою систему «Панцирь», созданную, в частности, для борьбы с БПЛА, которую Россия собирается представить на дубайском авиашоу в ноябре.
Это подчеркивает растущую уверенность Путина в проецировании своего влияния на этот регион на основе той роли, что Москва сыграла в поддержании Башара Асада в Сирии, каким-то образом ухитрившись работать как с Ираном так и с Израилем, одновременно с этим продавая ракеты члену НАТО Турции несмотря на возражения США.
«Россия позиционирует себя в качестве системного игрока на Ближнем Востоке, что означает, что Кремль не оставляет без внимания ни большую ни маленькую проблемы», говорит научный сотрудник программы «Россия и Евразия» в Королевском институте Международных отношений в Лондоне Матье Булуг.
Хотя этот процесс позиционирования в качестве системного игрока на Ближнем Востоке идет полным ходом с тех пор, как Путин пошел ва-банк, отправив войска в Сирию в 2015 году, он набрал силу с тех пор как США отступили, сначала после того, как президент Барак Обама снизил степень участия в делах Сирии, и затем когда Трамп, хотя и придерживался жесткой риторики, в основном избегал предпринимать в регионе решительные действия.
Последним примером этого является атака на нефтеобъекты Саудовской Аравии, в которых Трамп винит Иран. Первоначально заявив, что Вашингтон решительно готов мстить, вместо этого в итоге воздержался от жесткого ответа и лишь ужесточил санкции против Тегерана.
Это оставляет открытым вопрос о том, готовы ли Соединенные Штаты использовать свою военную мощь для защиты своего ближайшего арабского союзника Эр-Рияда, что может сыграть на руку России.
«Если бы я был саудитом, то проторил бы дорожку в Москву, в Пекин, и нашел бы кого-нибудь более надежного, чем Соединенные Штаты», говорит заместитель генерального директора Международного института стратегических исследований и бывший директор по оборонной стратегии в Совете национальной безопасности Кори Шаке.
«Появились возможности, которые Россия получит благодаря своим инвестициям в Сирию», говорит она. «Демонстрация готовности брать на себя те риски, что не хотят брать западные страны… сейчас можетт успокоить королевство Саудовская Аравия».
Шаке указывает что Путин не намеревается заменить в качестве гаранта безопасности во всем Персидском заливе США, которые выполняли ее в этом регионе с 1950 годов. Однако это показывает, что Россия сохраняет геополитический охват и способность действовать. Даже в Европе, которая отвернулась от Москвы после присоединения украинской территории Крым, наблюдаются признаки сдвига.
Читайте также
Последние новости