На прошлой неделе Россия и Индия подписали ряд соглашений по сотрудничеству в сфере энергетики, и Россия планирует отправить почти 15 млн. баррелей нефти от производителя «Роснефть» в Индию в течение 2022 г. Индия, по величине третий в мире потребитель сырой нефти, сейчас покрывает около 85% своих потребностей за счёт импорта, в основном от поставщиков с Ближнего Востока. В этом году импорт резко вырос, после трудного 2020 г., когда ограничения, связанные с пандемией, на несколько месяцев снизили спрос на энергоносители, прежде чем в 2021 г. спрос начал восстанавливаться.
Посредством своих последних соглашений Индия и Россия надеются стабилизировать цены на нефть, при этом нефть марки Brent в этом году подорожала на 43%, достигнув в этом месяце 76 долларов за баррель. Кремль заявил о контракте: «Стороны подтвердили свою приверженность увеличению поставок российской сырой нефти по долгосрочным контрактам за счет льготных цен, увеличения импорта СПГ в Индию и возможного использования для поставок энергоносителей Северного морского пути».
В дополнение к развитию связей между двумя странами в сфере поставок углеводородов, Кремль также высказал предположение о потенциале будущих операций с новыми видами топлива, такими как водород. Развитие региональной экономики, связанной с производством водородного топлива и развитие низкоуглеродной энергетики были выделены как потенциальные сферы для будущего партнерства России и Индии.
Россия уже подчеркнула свои намерения развивать отрасль по производству водорода в течение следующего десятилетия в рамках своей дорожной карты, принятой в 2020 г. В условиях продолжающегося давления со стороны международных игроков, настаивающих на увеличение инвестиции в глобальный энергетический переход от ископаемого топлива к возобновляемым альтернативным источникам энергии, мы, наконец, видим ответ России. Страна планирует использовать технологии улавливания и хранения углерода, а также технологии извлечения углерода при добыче газа для производства серого водорода. Компании «Газпром» и «Новатэк» будут играть важную роль в развитии этой новой отрасли, а также запустят проекты по производству аммиака.
Помимо создания новых международных партнерств, Россия объявила также, что в январе будет перекачивать больше нефти при поддержке ОПЕК+, поскольку из-за новой волны пандемии, похоже, эти планы пришлось отложить. Россия и Саудовская Аравия – только две страны из тех, которые намерены увеличить добычу в январе, несмотря на резкое падение цен на нефть в начале этого месяца после объявления о новых ограничительных мерах в связи с новой волной пандемии в разных странах мира. Страх падения спроса в связи с введением ограничений на поездки и работу не повлиял на членов ОПЕК+. Группа ОПЕК+ неуклонно наращивает добычу нефти в последние месяцы, причем на Саудовскую Аравию, Россию, Ирак, Казахстан и Нигерию приходится 80% от ноябрьского прироста добычи в ОПЕК+, на 500 000 баррелей в сутки. Это означает, что общий объем добычи в прошлом месяце составил 41,71 млн. баррелей в сутки, что является самым высоким показателем за 19 месяцев. Организация и ее союзники стремятся увеличить добычу еще на 400 000 баррелей в сутки в январе, и Россия, похоже, выходит на первое место, поскольку более мелкие нефтедобывающие государства не могут выбрать новые квоты ОПЕК+ после перебоев в нефтяной отрасли, продолжавшихся более года.
Однако ведутся споры о том, оправданно ли такое увеличение добычи, если учесть ситуацию с распространением штамма Covid-19 «омикрон». Хотя Белый дом попросил ОПЕК+ увеличить добычу, поскольку сталкивается с бензиновым кризисом при росте цен на заправках, другие беспокоятся, что это может дестабилизировать рынок нефти из-за неопределённости мирового спроса.
Пройдя интенсивную ценовую войну в начале этого года, Россия и Саудовская Аравия, кажется, наконец, оказались по одну сторону, когда дело коснулось объёмов добычи. Но игроки на этом рынке начинают задаваться вопросом: сможет ли Россия реально не отставать. У России не всё гладко, поскольку её нефтяные месторождения с каждым годом становятся всё более труднодоступными.
По словам министра энергетики страны, из-за недостаточного количества новых лицензий на геологоразведочные работы почти вся российская нефть вскоре будет «трудноизвлекаемой». А трудности с извлечением означают более высокие производственные затраты. И тот факт, что в первой половине 2021 года объем новых открытых месторождений в стране упал до самого низкого уровня за пять лет, не сулит ничего хорошего для добычи в будущем.
Вследствие ограничений и снижения спроса во время пандемии 2020 года несколько крупных российских компаний сократили геологоразведку и финансирование, чтобы справиться с нестабильностью рынка. Следовательно, стране необходимо привлечь больше инвестиций в геологоразведочные проекты, если она надеется продолжить развитие нефтегазового сектора запланированными темпами.
В то время как России, несомненно, требуется увеличение финансирования геологоразведочных проектов, если она надеется сохранить высокий уровень добычи нефти, новые соглашения с Индией и планы по дальнейшему увеличению добычи в соответствии с квотами ОПЕК+ открывают многообещающие перспективы восстановления нефтегазовой отрасли страны. Как один из крупнейших мировых производителей нефти, Россия, похоже, сохранит свои позиции в качестве одного из ведущих игроков на нефтяном рынке на долгие годы.
Читайте также
Последние новости