Современная монетарная теория (MMT) строится вокруг концепции, согласно которой экономика в целом и деньги в частности должны быть объектами монополии государства. Эта идея не нова — в той или иной форме она существует, по крайней мере, со времен Маркса.
В сущности ММТ утверждает, что мудрые и неподкупные правители должны создавать столько денег, сколько, по их мнению, необходимо, направлять эти деньги туда, куда они считают нужным, и решать любые возникающие при этом проблемы с помощью дополнительных законов и правил.
Ничего нового. Просто более радикальная версия экономического фашизма, который доминировал в Соединенных Штатах со времен Нового курса. Это не более чем еще одно название для старого и глупого набора экономических идей. Под словом «глупый» я имею в виду «неспособный предсказать косвенные и отсроченные последствия».
Политики сейчас говорят о предполагаемых преимуществах ММТ. Псевдоэкономисты производят заумные и невразумительные математические вычисления, чтобы показать, как это может повлиять на экономику.
А публику всегда легко убедить в том, что она получит что-то даром. Но мы здесь должны говорить о моральном принципе. Вопрос не в том, сработает ММТ или нет. Она не сработает. Точнее, она будет работать примерно так же, как экономическая политика Венесуэлы и Зимбабве или Аргентины.
Подобные схемы не работали никогда за всю историю. Они приводят к снижению уровня жизни и общественным потрясениям. Суть ММТ заключается в радикально усиленном контроле государства. И спор должен идти не по поводу того, сработает она или нет. Необходимо говорить о том, является ли нравственным для людей в правительстве, избранных или назначенных, печатать деньги, чтобы изменить экономику по своему усмотрению.
Деньги — это часы нашей жизни, которые мы тратим, чтобы заработать их. В этом заключается базовый принцип. Они представляют собой концентрированную жизнь — все то, что мы хотим иметь для себя и передать другим в будущем.
Когда все эти люди разрушают ценность денег, они уничтожают часть нашей жизни. Инфляцию создают не жадные мясники, булочники или производители бензина. Она вызвана избытком покупательных средств. ММТ даст государству полный контроль над их количеством и качеством.
Если правительство увеличит предложение денег, скажем, в 10 раз, общие цены вырастут в 10 раз. Ценность ваших долларовых активов упадет на 90 процентов. Возможно, большинство американцев это не волнует, поскольку у них нет никаких сбережений, а только долги.
В любом случае, некоторые люди получат гораздо больше от этого десятикратного увеличения, чем другие. Причем они получат это раньше, еще до того, как цены на самом деле взлетят. Кто? Разумеется, закадычные друзья. Дело в том, что любое вмешательство государства в экономику — будь то налоги, или меры регулирования, или инфляция — всегда приносит выгоду тем, кто находится внутри правительства или очень близок к нему. И наносит ущерб обществу в целом.
Однако все это преподносится простому народу, «избирательной массе», как средство вывести всех на дорогу к процветанию и сладкой жизни. Разумеется, это ложь. Но вопрос даже не в этом. Средний избиратель ничего не понимает в экономике. Он не думает, он чувствует.
Более того, никто не говорит о том, являются ли такие абсурдные идеи, как ММТ, оправданными с нравственной точки зрения. Вместо этого идут бесконечные и глупые споры о том, сработает ли она или нет. Что же, она не сработает. Но не в этом дело. Вопрос является скорее моральным, чем техническим. Имеет ли правительство право определять нашу экономическую судьбу? Или нет?
Большинство политиков – опасные маньяки, одержимые манией величия. Но «шимпанзе» слушают их, не отрываясь, выбирают ту или иную команду, цепляются за каждое слово лидера, поддерживают их. Этих людей легко стравить друг с другом. Впрочем, американское общество получит именно то, чего заслуживает. Я им не сочувствую. Или сочувствуют примерно так же, как римлянам в пятом веке, когда рушилась их империя.
Очевидно, что безудержное печатание денег ФРС вот-вот перейдет опасную черту. ФРС уже накачала экономику чрезмерным количеством платежных средств и раздула «всеобщий пузырь». Следующий раунд печатания денег, скорее всего, доведет ситуацию до переломного момента. Мы находимся на пороге глобального экономического кризиса, который может затмить все, что было раньше.
Читайте также
Последние новости