Россия — ключевой элемент нефтяной головоломки. ОПЕК, прежде являвшаяся коалицией нефтедобывающих государств, вырабатывавших совместные решения для поддержания стабильности нефтяного рынка, к данному моменту трансформировалась в картель, возглавляемый Саудовской Аравией. Для того, чтобы усилия картеля увенчались успехом, он отчаянно нуждается в сотрудничестве с Россией.
Многие страны-члены ОПЕК либо достигли предела своих производственных возможностей и страдают от исчерпанности месторождений и спада объемов нефтедобычи, либо переживают период нестабильности, при которой любые их обещания повысить или сократить объемы добычи оказываются пустым звуком. Единственными странами-нефтеэкспортерами, чьи решения по-прежнему способны на что-то повлиять, остаются Саудовская Аравия и ее новый стратегический партнер — Россия.
Однако, Россия не так озабочена повышением цен на нефть, как Саудовская Аравия. На то есть несколько причин. Во-первых, что российская валюта обладает гибким курсом, снижающимся при падении цен на нефть. Это смягчает ущерб, наносимый спадом цен, поскольку российские нефтяные компании могут оплачивать издержки в рублях, при этом по-прежнему экспортируя нефть за доллары. Во-вторых, налоговые отчисления российских нефтяников структурированы таким образом, что при снижении цен снижается и их налоговая нагрузка.
Для того, чтобы Саудовская Аравия могла избежать бюджетного дефицита, ей необходима стоимость нефти на уровне примерно 84 долларов за баррель. Реакция мирового сообщества на убийство журналиста Джамаля Хашогги привела к международной изоляции Саудовской Аравии. План интенсивных экономических реформ, разработанный наследным принцем Мохаммедом ибн-Салманом, потерпел фиаско, и аравийскому королевству придется начать все с чистого листа, при условии, что цены на нефть снова повысятся.
Россия более хладнокровно смотрит в лицо надвигающемуся кризису. 26 декабря первый заместитель премьер-министра России Антон Силуанов заявил журналистам в Москве: «Падение цен на нефть нас практически не беспокоит, поскольку в наш бюджет была заложена стоимость нефти 42 доллара за баррель. Цены могут оставаться на уровне 40-50 долларов в течение полугода или года. Мы не думаем, что это продлиться долго». Силуанов добавил, что даже в случае дальнейшего падения цен России ничего не грозит благодаря ее крупным валютным резервам.
Игорь Сечин, глава российской госкомпании «Роснефть», заявил, что стабилизация цен ожидалась, поскольку сокращение добычи нефти странами «ОПЕК плюс» должно было напугать рынки. «Никто не испугался», — передает его слова агентство Bloomberg. По словам Сечина, во всем виновата Федеральная резервная система, поднявшая ставки с целью придать нефтяному рынку волатильности . Это привело к «вымыванию» с рынка трейдеров, которые начали распродавать спекулятивные позиции ввиду повышенных процентных ставок.
Для России ситуация не является столь критической, как для Саудовской Аравии. Едва Россия присоединилась к соглашению «ОПЕК плюс» о сокращении объемов нефтедобычи на 1,2 миллиона баррелей в день начиная с января, как российские официальные лица заявили, что будут сокращать добычу постепенно и небольшими объемами.
Российский министр энергетики Александр Новак в середине декабря заявил, что в январе планируемые объемы сокращения составят скромные 50-60 тысяч баррелей в день вместо 230 тысяч, которые, как предполагалось, возьмет на себя Россия. Таким образом, общий объем добычи нефти в России составит примерно 11 миллионов 350 тысяч баррелей в день. Это ненамного меньше октябрьских 11 миллионов 410 тысяч — рекордной цифры за весь постсоветский период. По сообщениям Reuters, Новак заявил: «Все будет зависеть от технологических возможностей нашей страны и ее климатических условий. Мы будем принимать предложения от наших компаний и посмотрим, как будет развиваться ситуация».
В то же время Новак упомянул о необходимости гарантий того, что «ОПЕК плюс» примет меры для стабилизации рынка в случае, если ситуация ухудшится. По его словам, у организации есть возможность созвать чрезвычайное совещание. В четверг министр заявил репортерам, что нефтяные рынки по-прежнему зависят от множества непредвиденных обстоятельств. «Как поведет себя Китай, как поведет себя Индия… торговые войны, непредсказуемые действия со стороны американской администрации — все это является определяющими факторами для волатильности цен, — заявил Новак.
Тем не менее, по мнению министра, сокращение на 1,2 миллиона баррелей в день, утвержденное на саммите в Вене, будет вполне достаточной мерой.
Некоторые аналитики согласны с прогнозом Новака о том, что, несмотря на панику, охватившую рынки в данный момент, оговоренные объемы сокращений дадут результат. «Мы предполагаем, что цена поднимется до 70-80 долларов за баррель. В 2019 году в целом будет достигнута стабилизация. ОПЕК по-прежнему существует, и это дает основания для подобных прогнозов. И я полагаю, что трейдеры пока еще не верят в возможность сокращения добычи на 1,2 миллиона баррелей в день, — считает Доминик Шнайдер, аналитик UBS Wealth Management. — Спрос по-прежнему высок. Поэтому в 2019 мы можем даже оказаться в ситуации дефицита».
Читайте также
Последние новости