Следующая новость
Предыдущая новость

Почему пандемия должна изменить отношение Америки к войне

09.04.2020 17:38
Почему пандемия должна изменить отношение Америки к войне

Китай и Россия, судя по всему, выйдут из пандемии covid-19, обладая сравнительными преимуществами перед Соединенными Штатами. Государственные компании Китая в состоянии выдержать экономический шок, а его авторитарная система позволила осуществить драконовские карантинные мероприятия, которые ограничили распространение инфекции. Россия, благодаря многолетним западным санкциям, внедрила в свою экономическую модель определенную степень самодостаточности, создав золотовалютные резервы в объеме сотен миллиардов долларов, с помощью которых Москва может компенсировать снижение цен на энергоносители.

Соединенные Штаты, напротив, в силу своей глубокой интегрированности в глобальный свободный рынок, оказались гораздо более уязвимы для удара, нанесенного коронавирусом. Система глобального мирового порядка, выстроенная после Второй мировой войны, которая поддерживалась при всех президентах, начиная с Гарри Трумэна и заканчивая Бараком Обамой, практически лежит в руинах. Большая семерка и другие возглавляемые Западом институты неспособны координировать свои действия из-за отсутствия руководства со стороны Белого дома.

А между тем, сегодня уже очевидно, что оборонный бюджет США с большой вероятностью сократится на многие годы, благодаря гигантскому количеству долгов, накопленных Конгрессом и Федеральной резервной системой в целях стимулирования экономического роста. Однако, это размывает реальную проблему, которая заключается в том, что Китай и Россия, страны с низким уровнем рождаемости, которые боятся человеческих жертв так же как и мы, рассматривают войну гораздо шире, чем мы, не ограничиваясь традиционными военными операциями. Они рассматривают ее также в контексте экономики, враждебных действий в киберпространстве, пропаганды и разведывательной деятельности. И пандемия вируса Covid-19, хотя, разумеется, он не распространяется Китаем, как намекает президент Трамп, тем не менее, означает тактическую победу, пусть и случайную, для двух этих авторитарных держав.

В своей новой книге «Драконы и змеи: как остальные страны научились бороться с Западом», австралийский исследователь и военный стратег Дэвид Килкуллен называет то, что делают китайцы и русские «концептуальным окружением», отмечая, что «к тому моменту, когда мы осознаем, что находимся в состоянии войны, будет уже поздно, потому что мы ее уже проиграли».

Хотя мы еще не достигли пика, уже ясно, что пандемия – кризис глобальной безопасности, который, хотя и не носит военного характера, изменит историю – выявила уязвимость западного мира, продемонстрировала, что чисто военный подход к соперничеству великих держав подрывает позиции США в борьбе против Китая и России.

Древний китайский философ Сунь Цзы, который считал, что любой обман хорош, если он дает стратегическое преимущество, писал, что участие в кровопролитной битве уже само по себе является признаком стратегической ошибки. Пекин давно усвоил этот урок. В то время как мы продолжаем считать западный способ ведения войны, идет ли речь о крупных традиционных подразделениях или о небольших отрядах специального назначения, стратегией, на самом деле это всего лишь одна из концепций войны.

Наша стратегия должна быть изменена в пользу подлинно общегосударственного подхода с участием Государственного департамента, Министерства торговли и других структур. Но этого еще недостаточно. Она должна более тесно увязывать политику правительства в области безопасности с функционированием промышленности, прежде всего, высокотехнологичных компаний, с тем, чтобы они все работали в свободной координации для продвижения интересов США и Запада.

Теперь это станет легче осуществить, поскольку цепочки поставок будут в меньшей степени зависимы от Китая, а Силиконовой долине придется собирать свою продукцию в тех странах, который на самом деле являются союзниками США, и это сблизит собственные интересы американского высокотехнологического сектора с интересами Вашингтона. Мы движемся в направлении большей раздробленности, предпочитая частно-государственное партнерство внутри каждой великой державы тому глобальному миру, который постепенно уходит в историю, миру, где американские компании постепенно денационализировались.

Эту истину русские и китайцы, с их более жестко контролируемой бюрократией и государственными крупными компаниями, уже давно усвоили. Будь то «Газпром», «Роснефть» или China National Offshore Oil Corp., их промышленные гиганты выступают за рубежом как оружие своих правительств. Когда Россия пытается усилить зависимость Европы от поставок сибирского природного газа, когда Китай вынуждает страны присоединяться к своему проекту «Один пояс, один путь» или к своей сети мобильной связи 5G – это и есть новое лицо войны.

Наш ответ должен заключаться не только в более тесном частно-государственном партнерстве в сочетании с более активной межведомственной координацией. Прежде всего, необходимо восстановить бренд Америки, чтобы частному сектору было комфортно и выгодно сотрудничать с государственным. Интернационализм и пропаганда соблюдения прав человека в сложившихся условиях являются уже не вариантами выбора, а императивами. Эти императивы позволят нам восстановить силу наших альянсов, даже если мы поставим Россию и Китай в оборонительную позицию.

Несмотря на серьезные разрушения, которым подверглись наши институты, мы все еще находимся в относительно сильной позиции. Китайцы и русские, объявляя своих лидеров практически пожизненными президентами, фактически показывают свою слабость, подчеркивают усиливающуюся экзистенциальную пустоту, поскольку и Си Цзиньпин и Владимир Путин стареют.

Конечным победителем в этой новой борьбе между великими державами будет тот, кто вовремя уловит дух развития эпохи. Тот факт, что все человечество на нашей все более густонаселенной и взаимосвязанной планете испытывает одни и те же травмы, означает, что в конечном итоге должно возникнуть глобальное сознание. Это сознание будет соответствовать эпохе глобальных демонов, таких как потепление климата или пандемии. В этом мире, объединенном информационным пространством, будет постоянно идти борьба между великими державами. В таких условиях приверженность идее соперничества исключительно в военной сфере сделает нас беззащитными.

Источник

Последние новости