Россия – надёжнейший партнёр Индии в сфере обороны, и эти прочные связи уходят корнями во времена СССР. Нью-Дели закупает у Москвы целый спектр боевых самолётов, танков, боевых кораблей и другого вооружения.
Когда Индия почувствовала необходимость в разработке своего первого истребителя 5 поколения, чтобы противостоять растущему арсеналу Пакистана и Китая, она, как и следовало ожидать, решила стать партнёром России в разработке одного из самых передовых истребителей в мире.
В 2007 г., вслед за чрезвычайно успешным российско-индийским проектом «Брамос» по производству сверхзвуковой ракеты средней дальности, обе страны решили объединить усилия; Hindustan Aeronautics Limited (HAL) вступила в партнёрство с московской Aerospace Juggernaut Sukhoi с целью производства истребителя 5 поколения, известного тогда как ПАК-ФА Т-50.
Однако, поскольку Нью-Дели нуждалась в более передовом, мощном двухместном варианте с улучшенными характеристиками, оба партнёра решили выбрать проект истребителя 5 поколения, FGFA, нацеленный на создание усовершенствованного варианта самого передового российского истребителя – Су-57.
В рамках совместной программы, известной как Перспективный многоцелевой истребитель (PMF), Индия пообещала выделить на НИОКР 6 млрд. долларов, из которых 295 млн. долларов были переведены сразу, в 2010 г. Первоначально производство более 144 таких истребителей-невидимок оценивалось в 30 млрд. долларов.
Однако всё пошло не так, как предполагалось.
Обе страны решили отказаться от FGFA, причём Индия вышла из парнёрства, т.к. её не устраивали темпы продвижения проекта с российской стороны, а также были большие сомнения в возможностях Су-57.
В результате Индия решила производить истребитель 5 поколения самостоятельно, в рамках инициативы, которая подчёркивает необходимость для страны опираться на свои силы и находить решения в пределах своих границ (Инициатива Атманирбхара Бхарата Абхияна). Однако есть основания полагать, что решение Нью-Дели будет иметь серьёзные последствия для обеих стран.
В рамках кампании «Сделано в Индии» по продвижению самостоятельности страны, Нарендра Моди, увидев, что США, Россия и Франция собираются приступить к разработке своих перспективных самолётов следующего поколения, предложил программу создания индийского истребителя 5 поколения (AMCA).
Есть сведения, что «на высшем уровне» было принято решение «не повторять ошибок» программы приобретения у России Sukhoi-30MKI, которая в целом обошлась Индии в 55 717 млн. рупий без какой-либо ощутимой помощи в разработке собственных истребителей.
Поэтому, несмотря на давление со стороны России с целью подписания долгожданного окончательного контракта на НИОКР для FGFA, Индия хотела понять, будет ли толк от 25 млрд. долларов, которые, по оценкам, она потратит на получение этих 127 одноместных самолётов.
Между прочим, прежде чем переговоры застопорились, еще в 2007 году две страны подписали межправительственное соглашение FGFA, после чего в 2010 году последовал контракт на эскизный проект на сумму 295 млн. долларов.
Индия, помимо требований к экономической эффективности, выдвинула ещё 2 предварительных условия к проекту FGFA. Во-первых, это широкая передача технологий, включая «исходные коды», чтобы Индия в дальнейшем могла модернизировать истребитель, самостоятельно оснащая его новым вооружением.
Во-вторых, должна быть оказана помощь в проекте по созданию отечественного среднего боевого самолёта (AMCA), работа над эскизным проектом которого, как сообщается, уже ведётся. Остаётся нерешённым вопрос с двигателем.
Первоначально считалось, что партнерство с Россией имеет весьма захватывающие перспективы с безграничными возможностями. Индия решила сотрудничать с Москвой после заключения сделки по приобретению у Франции истребителей Rafale в 2016 году, когда ВВС Индии планировали, в дополнение к ним, получить созданный на базе Су-57 истребитель 5 поколения.
Согласно этой программе, в конструкцию Су-57 планировалось внести 43 изменения, включая усовершенствованные датчики, сетевые возможности, а также усовершенствования в боевой авионике.
Хотя Индия решила приостановить эту схему в 2017 г., в рамках содействия инициативе по развитию собственных возможностей в разработке вооружений и сокращения зависимости от зарубежных технологий, она не была уверена в эффективности своих, превысивших первоначальные оценки, инвестиций в проект Су-57, отличавшийся низкими стеллс-характеристиками.
Проект Индию явно не устраивал, поскольку Нью-Дели стремился получить стратегическое сдерживание за счет приобретения универсального истребителя-невидимки, способного проникать в защищенное воздушное пространство противника и уничтожать его объекты, на которых размещено ядерное оружие.
ВВС Индии также были недовольны эффективность Су-57 – существовали сомнения в том, что её можно улучшить по доступной цене. Сомневались они и в надёжности и возможностях его радара.
Более того, Индия также была недовольна, что у этого реактивного истребителя двигатель не модульный – это вызвало опасения, что для обслуживания двигатели предпочтительнее будет отправлять в Россию, чем делать это на месте.
Поскольку Индия уже проходила всю эту историю с растущими ценами на обслуживание в случае с Миг-29 и Су-30, в настоящее время стоящими на вооружении индийских ВВС и ВМС, Нью-Дели опасается повторения той же ошибки с Су-57.
При имеющемся у США истребителе 5 поколения F-35, дающем президенту Дональду Трампу право гордиться возможностями американских ВВС, которых нет ни у одной другой страны, Индия, видимо, не хочет довольствоваться чем-то второстепенным, делая акцент на создании истребителя с более совершенным двигателем и лучшей .малозаметностью.
Однако, по словам Виктора Кладова, директора департамента международного сотрудничества и региональной политики российской государственной корпорации Ростех, истребитель Су-57 отвечает всем этим требованиям.
«Это очень универсальный, многоцелевой передовой самолёт, который может выполнять широкий спектр задач: воздух-воздух, воздух-земля, морские цели; он может действовать вместе с БПЛА. Это абсолютно новый уровень военных технологий», — сказал Кладов.
Когда по соседству находится Китай, продвигающийся вперёд с созданием истребителей 5 поколения собственной разработки и начавшим работу над загадочным истребителем 6 поколения, Индия знает, что не может ждать и надеяться на Москву в устранении несоответствия Су-57 своим требованиям.
Читайте также
Последние новости