После жестоких столкновений между военнослужащими Индии и Китая в долине Галван министр обороны Индии Раджнат Сингх поспешил в Россию, чтобы заключить с Москвой крупные оборонные сделки, опасаясь дальнейшей эскалации конфликта с Китаем.
Эксперты усомнились в необходимости той срочности, с которой Индия обратилась к России. Пользователи соцсетей задались вопросом, почему индийский министр обратился за помощью в противостоянии с Китаем к России, а не к США, которые всегда поддерживали Индию в ее борьбе с Пекином?
В ходе визита в Россию Раджнат Сингх подписал соглашения о приобретении 21 истребителя Ми-29 и 12 истребителей Су-30 MKИ. По итогам подобных сделок, заключенных в последние годы, Индии оказалась в положении, когда доля военной техники российского производства в индийских вооруженных силах составляет 86 процентов, что объясняет большую зависимость индийской армии от России.
В новом аналитическом отчете Центра Стимсона, подготовленном Самиром Лалвани и другими экспертами, была отмечена большая зависимость от российской военной техники, значительное количество которой находится в эксплуатации в индийских вооруженных силах. Колоссальные 90% военной техники в сухопутных войсках, 41% в военно-морских силах и две трети в индийских ВВС имеют российское происхождение.
«Доля российских систем вооружений в индийских вооруженных силах не сокращается, а наоборот растет за счет новых закупок для индийской армии. Хотя военно-морские и военно-воздушные силы Индии снижают свою зависимость от российских вооружений в количественном плане, их самые передовые системы, обеспечивающие наступательные возможности, по-прежнему поступают из России», — пишет Лалвани.
Согласно данным, собранным Стокгольмским институтом исследований проблем мира, с 2014 года, когда к власти пришла партия BJP, основным поставщиком военной техники для Индии является Россия, объем экспорта которой в эту страну составляет 9,3 миллиарда долларов. США отстают по этому показателю, осуществив за тот же период экспорт вооружений всего на 2,3 миллиарда долларов.
«Для этого есть много причин. Одна из них — это исторический опыт и сложившиеся традиции. У Индии и России давние военно-технические связи, и они хорошо знакомы с особенностями и потребностями друг друга в этой сфере.
Второе — это надежность. Российская техника, многие годы стоящая на вооружении Индии, завоевала доверие», — сказал представитель индийского министерства обороны. Далее он пояснил, что третий фактор — это потребность Индии в специализированном оборудовании, которое никто, кроме России, им не поставляет.
«Последний пример – это С-400, но у нас также есть атомная подводная лодка, взятая в лизинг, и авианосец. В этом все дело», — добавил он.
Если изучить вопрос немного глубже, становится очевидным, что единственный действующий авианесущий корабль ВМС Индии «Викрамадитья» и единственная многоцелевая атомная подводная лодка с ядерным оружием на борту «Чакра II» были поставлены Россией. Боевые танки Т-90 и Т-72 и истребители Су-30 MKИ, выпускаемые компанией HAL в Нашике, также имеют российское происхождение. Единственная стоящая на вооружении Индии сверхзвуковая крылатая ракета “БраМос”, способная нести ядерную боевую часть, производится на совместном российско-индийском предприятия.
Между тем, доля США, поставляющих индусам вертолеты Apache и Chinook, которые базируются в Ладакхе, менее значительна. Армейские гаубицы M777 и военно-транспортные самолеты Boeing C-17 и C-130J, обеспечивающие возможности переброски войск по воздуху, наряду с предложением приобрести для индийских ВМС еще четыре противолодочных самолета P8I – все это идет в копилку США.
«Каждая из этих систем имеет свои преимущества. Речь идет не об отдельных видах вооружений российского или американского производства, а о возможности их эффективного применения для максимального повышения боеспособности. Обычно намного чаще говорят о больших демонстрационных образцах техники, но для нас все имеет значение. Таков наш подход», — сказал эксперт.
Лалвани заявил, что, если американские военные стратеги хотят усилить военное сотрудничество с Индией в Индо-Тихоокеанском регионе, им придется начать противостоять уступкам в политике сдерживания в отношении России и разработать некоторые наиболее подходящие запасные варианты.
Он также добавил, что для повышения обороноспособности Индии на море, которая наверняка пострадает от сокращения военного бюджета из-за пандемии и дорогостоящих мер по укреплению границ с Китаем, США могли бы снизить стоимость продаваемой им техники.
«Это потребовало бы переосмысления роли Индии не как покупателя, которому можно выгодно продавать оборонную продукцию, а в большей степени как партнера, нуждающегося в экономически целесообразном наращивании оборонного потенциала. Такие механизмы, как иностранное военное финансирование, могли бы помочь Индии приобрести больше самолетов морской разведки С-8 и разведывательных беспилотников, что позволит ей нарастить возможности в освещении обстановки на морском театре военных действий», — заключил он.
Читайте также
Последние новости