Следующая новость
Предыдущая новость

Почему «Газпром» сокращает поставки газа в Европу, несмотря на растущие цены

27.01.2021 10:27
Почему «Газпром» сокращает поставки газа в Европу, несмотря на растущие цены

Можно было бы посчитать, что рост цен на природный газ на европейских рынках это благо для «Газпрома» и он воспользуется этой возможностью, чтобы увеличить экспорт газа на старый континент. Но нет, что удивительно, «Газпром» принял совершенно противоположную стратегию, резко сократив физические поставки природного газа в ЕС.

С конца декабря 2020 г. объёмы газа, перекачиваемого «Газпромом» через Украину, упали на треть, до 130 млн. кубометров в сутки, по словам гендиректора «Оператора ГТС» Украины, Сергей Макогона. Поэтому спотовые цены на Центрально-европейском газовом хабе в Австрии – где продаётся российский газ, поступающий через Украину и Словакию – за последние недели выросли, достигнув к 20 января рекордных 19.4 евро/МВтч (USD 6.8/млн. бтч).

Этот восходящий тренд связан в первую очередь с повышением спроса на газ как прямого следствия нынешней холодной зимы на большей части Европы. Но это также и следствие отказа от угольной и атомной энергетики в долгосрочной перспективе. На самом деле, последовательное закрытие ТЭЦ по всей Европе, например АЭС Фессенхейм во Франции и нескольких угольных ТЭЦ в Германии, привело к образованию дефицита энергии в 5 ГВт, который должен быть восполнен за счёт газа.

Дополнительный фактор, толкающий цены вверх, заключается в сдерживании «Газпромом» газовых поставок. В самом деле, для дальнейшего сокращения доступности газа и поддержания высоких цен, «Газпром» прекратил также продавать газ онлайн, через свою электронную торговую площадку, как сообщил 21 января «Коммерсант».

Теоретически, Европа могла бы заполнить образовавшуюся брешь путём закупок дополнительных объёмов сжиженного газа – стратегия, которая уже доказала свою эффективность в 2018 г. Однако на практике этот вариант не проходит, поскольку большинство газовозов в настоящее время направляется на азиатские рынки, на которых спрос (а, следовательно, и спотовые цены на природный газ) достигли пика, USD21/млн.бтч. Как только ситуация стабилизируется, поставки сжиженного газа в Европу возобновятся, что бросит вызов доминированию «Газпрома»: цены на СПГ становятся всё более конкурентными по сравнению с трубопроводным газом, одновременно способствуя достижению цели, поставленной Европой – диверсифицировать поставки.

Пока что у европейских стран нет другого выбора, кроме как забирать газ из своих подземных хранилищ (ПГХ). Но даже эти запасы постепенно истощаются, что ставит под сомнение доступность газа в сезон, когда спрос на него особенно высок. Согласно последним официальным данным, на 21 января эти запасы составляли 59% от полной мощности.

Скорость истощения запасов в ПГХ может вызывать беспокойство, если учесть, что в декабре 2020 г. они были заполнены на 73%. Аналитик Сергей Капитонов утверждает, что этих запасов, по оценкам, может хватить ещё на 70 дней. Ситуация выглядит как дежавю, напоминая зиму 2018 года, когда Европа встретила весну с почти пустыми хранилищами: в марте они были заполнены в среднем на 20%.

В основе позиции «Газпрома», на самом деле, лежит вполне прагматичный расчёт. По мнению специалистов в области энергетики, стратегия «Газпром»а направлена на рационализацию поставок и недопущение избытка газа на рынках, а это приводит к росту цен. «Газпром» просчитывает перспективу надолго, и надеется, что цены останутся высокими, когда придёт время закачивать газ в европейские ПГХ. Это предотвратит ситуацию, наблюдавшуюся весной 2020 года, когда цены упали до рекордно низких и даже отрицательных значений, что принесло «Газпрому» крупные убытки.

Тогда «Газпром» заполнил европейские ПХГ на случай, если переговоры по новому транзитному соглашению с украинским «Нафтогазом» провалятся. Сказать, что всё пошло не так, как планировалось, значит ничего не сказать. Украина в конечном итоге не только пописала соглашение по транзиту, но подоспела и пандемия, вызвавшая падение спроса на газ. Эти причины в сочетании с мягкой зимой 2020 года в Европе привели к падению экспорта российского газа в Европу, и «Газпром» завершил год, сократив свои поставки в Европу до 170 млрд. кубометров по сравнению с 199 млрд. кубометров в 2019 г.

Ещё одно возможное объяснение, почему «Газпром» сокращает экспорт – это его желание продемонстрировать незаменимость газопровода «Северный поток-2» и побудить европейские страны к быстрейшему завершению его строительства. Фактически, этот шаг «Газпрома» вызван усилением политического давления на проект: США объявили о введении санкций против судна-трубоукладчика «Фортуна», несколько западных компаний, участвовавших в строительстве, вышли из проекта, а произошедший недавно арест российского оппозиционного лидера Алексея Навального поставил продолжение работ под сомнение.

Согласно первоначальным планам, «Газпром» рассчитывал, что «Северный поток-2» будет запущен к 2021 году. Этот мега-проект должен был вдвое увеличить экспортные мощности России для газа, поставляемого в Европу, причём транзит должен идти в обход Украины за счёт создания маршрута, параллельного существующему «Северному потоку».

И вот, когда трубопровод уже на 90% построен, «Газпром» недавно впервые признал, что санкции оказывают на проект серьёзное влияние.

Источник

Последние новости