Когда Вашингтон ввел санкции в отношении компаний, участвовавших в прокладке газопровода «Северный поток 2», этот шаг был встречен жесткой критикой не только в России, но и в Германии. Санкции против трубопровода, призванного увеличить экспортные мощности «Газпрома» в Европе, были восприняты как грубое вмешательство во внутренние дела Германии, в то время как законодатели в Вашингтоне, которые их одобрили, рассматривали эти меры как инструмент сдерживания энергетической экспансии России в Европе. Впрочем, с точки зрения некоторых наблюдателей, истинная причина санкций – собственные амбициозные планы Соединенных Штатов на европейском газовом рынке.
Администрация Трампа осуществляет программу энергетического доминирования Америки, и география этого доминирования должна, безусловно, включать Европу, которая является одним из крупнейших рынков природного газа и, что особенно актуально для США – сжиженного природного газа. Впрочем, уроки истории, а это история «Газпрома», свидетельствуют о том, что стратегия доминирования не работает, во всяком случае, в Европе.
Лиам Деннинг из агентства Bloomberg недавно написал рецензию на книгу эксперта информационной компании IHS Markit Тана Густафсона под названием «Мост». По словам Деннинга, в этой книге, помимо прочего, есть весьма поучительная история, напрямую касающаяся газовых амбиций Соединенных Штатов в Европе. Суть в том, что европейский газовый рынок сегодня гораздо более открыт и прозрачен, чем раньше. И хотя принятые меры привели в свое время к снижению влияния «Газпрома» на континенте, они же сегодня являются сдерживающим фактором для всех, кто мог бы попытаться занять его место на европейском рынке.
Правда в том, что сегодня в Европе создана единая континентальная газовая сеть, и эта сеть оборудована терминалами СПГ. Это означает, что многие европейские страны сегодня обладают гораздо большей гибкостью в отношении импорта газа, чем тридцать лет назад, когда Россия и Норвегия доминировали на европейском рынке. Здесь, правда, есть одна загвоздка: СПГ должен быть достаточно дешевым, чтобы победить в конкурентной борьбе альтернативные поставки.
Польша уже покупает американский сжиженный газ. Эта страна готова платить больше, чем необходимо, лишь бы уменьшить свою зависимость от российского газа, что объясняется целым рядом исторических причин. Однако, Болгария также приобрела в прошлом году два танкера СПГ в США с завода по сжижению газа Sabine Pass компании Cheniere Energy. По словам главы государственного газового оператора, стоимость груза соответствовала уровню местных эталонных цен.
Впрочем, как бы то ни было, Польша и Болгария не являются серьезными рынками. Крупнейший газовый рынок Европы – безусловно, Германия, и этот рынок в ближайшее время станет еще больше, поскольку страна намерена закрыть к 2022 году все оставшиеся атомные электростанции. Ведь именно поэтому «Газпром» строит «Северный поток 2» с благословения Ангелы Меркель. И именно эта причина стоит за санкциями, которые вводят Соединенные Штаты, если, конечно, оставить в стороне идеологию, которую каждое правительство использует для продвижения своих чисто прагматических планов.
В первой половине 2019 года Германия импортировала природного газа на общую сумму 14,6 миллиарда долларов. Это на 14,8 процента больше по сравнению с предыдущим годом, но в натуральном выражении рост объемов бал еще большим: объем закупок составил 2,66 миллионов тераджоулей, что на 20 процентов больше, чем в 2018 году. На протяжении многих лет большая часть импортируемого газа поступает из России, за которой в списке экспортеров следуют Норвегия и Нидерланды. Впрочем, теперь, когда Нидерланды досрочно закрывают свое главное месторождение в Гронингене, Германии потребуется больше газа из России и Норвегии. Разумеется, она может импортировать американский сжиженный газ, в соответствии с обещаниями, которые ЕС дал президенту Трампу. Однако, лишь при условии, что цена будет подходящей, как сказал в прошлом году комиссар Евросоюза по энергетике.
Впрочем, поскольку европейский газовый рынок является открытым и прозрачным, Германия также покупает СПГ у России. Буквально в прошлом месяце компания «Новатэк» открыла свою первую топливозаправочную станцию СПГ в Германии. Она положила начало созданию планируемой сети российских СПГ-заправок в Европе.
Вот почему энергетическое доминирование на европейском рынке является весьма труднодостижимой целью. Тот факт, что Германия и другие европейские страны строят новые терминалы СПГ, еще не обязывает их использовать новые объекты исключительно для закачки американского газа. Ведь Катар находится гораздо ближе, и Нигерия, и Алжир тоже не за горами. Все они являются крупными производителями СПГ. Конкуренция на европейском рынке напряженная и открытая. Победа, достигнутая в свое время антимонопольными органами Европейского Союза в борьбе с долгосрочными контрактами «Газпрома», проложила путь к нынешней конкурентной среде. А это означает, что и российские и американские производители газа будут находиться в равных условиях, так сказать, в полной власти рыночных сил.
Читайте также
Последние новости