Твердое решение Турции и Катара о покупке российских систем ПВО С-400 лишний раз показывает, насколько неблагоприятным и опасным регионом становится Ближний Восток для внешней политики США. Вопрос не в том, должен ли Вашингтон пытаться сохранить свое доминирующее присутствие, а в том, как Соединенные Штаты могут достичь своих стратегических целей в сложной и ухудшающейся ситуации на Ближнем Востоке.
В течение последних десятилетий можно было следить за ходом все более бросающихся в глаза дебатов о будущем ближневосточной политики США. Все чаще звучал аргумент, суть которого в том, что Вашингтон должен прекратить играть роль жандарма в этом неспокойном регионе и просто уйти оттуда, чтобы спасти жизни американцев и сэкономить деньги, особенно после бума сланцевой нефте- и газодобычи в Соединенных Штатах на фоне постоянных потрясений на Ближнем Востоке.
Тем не менее, совершенно очевидно, что Ближний Восток слишком важен для Соединенных Штатов, чтобы полностью покинуть его. Одним из примеров, подтверждающих это утверждение, является то влияние, которое оказывают мировые рынки нефти на внутренние цены на топливо в США. Соединенные Штаты должны скорректировать свою политику в регионе, где многие инструменты, демонстрировавшие свою надежность на протяжении долгого времени, больше не работают.
Хорошей иллюстрацией является широкий интерес региона к российскому зенитно-ракетному комплексу С-400. 5 марта 2019 года Государственный департамент США в очередной раз подтвердил: Вашингтон предупредил Турцию что ее «потенциальное приобретение системы противовоздушной обороны С-400 приведет к пересмотру участия Турции в производственной программе F-35 и поставит под угрозу поставки других американских вооружений».
Тем не менее, эти многократные предупреждения не смогли изменить решение Анкары о покупке С-400. Кроме того, министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бин Абдулрахман аль-Тани подтвердил, что его страна также продолжает изучать возможность приобретения у России комплекса противовоздушной обороны С-400. Это означает, что два крупных союзника Америки в регионе заинтересованы в приобретении ракетной системы у геополитического соперника США.
Следует отметить, что эти события подтверждают высочайшее качество продукции российской военной индустрии. Несмотря на все высокомерные заявления по поводу того, что Россия – не более чем «страна- бензоколонка», она остается мировым лидером в этом высокотехнологичном оборонном секторе, наравне с Соединенными Штатами.
Упрощенное представление о возможностях России не способствует успеху американской внешней политики на Ближнем Востоке и в других местах. По иронии судьбы, наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, лидер еще одного «ближайшего союзника» США в регионе, включил оборонную индустрию страны в свою амбициозную программу модернизации, призванную диверсифицировать экономику королевства. Эта программа была встречена с большим одобрением большинством американских СМИ.
Однако, Россия не нуждается в подобной программе, поскольку военная промышленность исторически является одной из главных опор российской экономики. Совершенно очевидно, что интерес ближневосточных государств к российским вооружениям может привести к потере рынков сбыта для американских экспортеров оружия.
Возвращаясь к геополитическим провалам на Ближнем Востоке, следует заметить, что сколь бы ни были сильны позиции Москвы в этом регионе, Вашингтону необходимо обновить свой политический арсенал. В этом смысле вопрос о покупке Анкарой комплекса С-400 также является весьма показательным. Эксперты по дипломатическому искусству прошлого века знакомы с практикой бесконечных «последних» предупреждений, которые посылал Пекин Советскому Союзу и Америке. Это не имело никаких радикальных последствий ни для одной из великих держав, поскольку Москва и Вашингтон просто не обращали внимания на китайские предостережения.
Сегодня Вашингтон рискует повторить эту безуспешную практику Китая, пытаясь убедить своих союзников отказаться от намерения приобрести С-400. Несомненно, Соединенные Штаты могут усилить давление на Анкару, чтобы попытаться заставить Турцию отменить сделку. Однако, в этом случае они рискуют оказаться в полномасштабном противостоянии со страной НАТО в тот момент, когда сотрудничество Турции критически важно для решения целого ряда важных вопросов, от будущего политического устройства Сирии до российского экспорта энергоносителей в Европу, китайской инициативы «Один пояс, один путь» и, наконец, проблемы ядерных и ракетных амбиций Ирана.
Кроме того, ситуация приобретает все более парадоксальный характер. За исключением Ирана и Сирии, практически все ближневосточные государства официально являются союзниками Соединенных Штатов. Однако, этого не всегда достаточно для того, чтобы увеличить способность Америки достигать своих стратегических целей. Дело в том, что на самих региональных игроков постоянно оказывается давление, и они вынуждены достигать своих внешнеполитических целей, идущих вразрез с планами соседей.
Так, во время пресс-конференции 4 марта2019 года министр иностранных дел Катара подчеркнул, что его страна рассматривает возможность заключения ракетной сделки с Россией, несмотря на возможную негативную реакцию Саудовской Аравии, заявив, что «это не их дело». Таким образом, он напомнил всем, что крошечное государство Катар способно противостоять давлению мощной Саудовской Аравии, поддерживаемой большинством стран арабского мира. Не следует удивляться тому, что Саудовская Аравия также проявила заметный интерес к российским системам противовоздушной обороны, особенно после того, как они получили одобрение со стороны военных экспертов.
Эти события означают, что две страны Персидского залива, которые давно являются союзниками США, имеющими большое значение для американских интересов безопасности и военного планирования, рассматривают возможность покупки российских ракетных систем в рамках внутренней разборки между собой. Трудно представить, с какого конца американские политики должны подойти к решению этой головоломки.
Кроме того, перспектива введения санкций США в качестве инструмента, который мог бы заставить президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана изменить свои взгляды на отношения с Россией, связана с целым рядом дополнительных проблем. После прошлогоднего решения президента Трампа о выходе США из сделки с Ираном, миру едва ли нужны дополнительные напоминания о том, что Вашингтон готов использовать всю свою экономическую мощь для достижения внешнеполитических интересов принудительными методами.
Оказывая слишком жесткое давление на Турцию, Соединенные Штаты могут добавить веса и легитимности призывам России к созданию международных механизмов противодействия американским возможностям в области экономических санкций. Если такого рода международное сотрудничество против американских экономических инструментов достижения внешнеполитических целей наберет обороты, это будет иметь далеко идущие негативные последствия, выходящие за круг ближневосточных проблем или двусторонних американо-российских отношений.
Подводя итог, можно сформулировать следующий вывод: у Вашингтона в настоящее время просто нет средств, чтобы заставить Турцию отказаться от закупки российских систем ПВО С-400. Если другие ближневосточные страны последуют примеру Анкары, станет очевидно, что Соединенные Штаты больше не являются силой, не имеющей себе равных в регионе.
Главный вопрос сейчас заключается в том, как американское руководство будет реагировать на тектоническое изменение статуса США на Ближнем Востоке, столь важного для процветания и безопасности Америки.
Читайте также
Последние новости