После шести недель ожесточенных боевых действий между Арменией и Азербайджаном из-за спорного Нагорно-карабахского анклава и нескольких безуспешных попыток добиться прекращения огня, Россия выступила посредником в сделке между противоборствующими сторонами, которая, по всей видимости, будет соблюдаться.
Теперь, когда конфликт на официальном уровне вновь заморожен, анализ ситуации позволяет выделить двух явных победителей, Россию и Турцию, которые демонстрировали свою мощь в регионе, в то время как Европейский Союз отсиживался в сторонке, становясь все менее значимой силой в собственном «ближнем зарубежье».
Если Европейский Союз в самое ближайшее время не пересмотрит свою стратегию в Кавказском регионе, он, похоже, окончательно займет место в зрительном зале и будет вынужден лишь наблюдать, как другие решают проблемы.
Нынешняя сделка, достигнутая при посредничестве России, поразительно напоминает то соглашение, которое Армения, Азербайджан и международное сообщество согласились принять в качестве разумного компромисса в соответствии с так называемыми Мадридскими принципами десять лет назад.
Главное отличие нынешнего соглашения о перемирии заключается в том, что на этот раз его соблюдение будет обеспечиваться военной силой, а не заявлениями дипломатов и политиков.
В частности, в рамках этой сделки Россия разместит в пограничном районе около двух тысяч миротворцев, тем самым гарантируя, что Нагорный Карабах будет иметь защищенную российской армией сухопутную связь с Арменией. В свою очередь, Азербайджан получит защищенные той же российской армией транспортные связи и линии коммуникаций с азербайджанским эксклавом на территории Армении, Нахичеванской автономией.
Впрочем, если кому-то может показаться, что Азербайджан вышел из этого конфликта победителем, а Армения потерпела поражение, на самом деле это не так. Ситуация гораздо сложнее, причем для обеих сторон.
Для Баку это скорее «сделка с дьяволом», чем победа. Азербайджан приобрел семь территорий вокруг Нагорного Карабаха, которые ранее находились под контролем Армении, и сохранил территориальные завоевания, которые он сделал в этом анклаве, но с другой стороны, Баку придется смириться с рядом ограничений, касающихся его внешней политики и безопасности.
Исходя из того, что соглашение узаконивает российское военное присутствие на территории, которую международной сообщество признает частью Азербайджана, а кроме того, российские силовые структуры будут обеспечивать Азербайджану доступ в его эксклав Нахичевань, очевидно, что Россия приобретает гораздо больше рычагов влияния в сфере безопасности в этой стране.
Теперь Нагорный Карабах будет больше похож на отколовшиеся регионы Грузии, Абхазию и Южную Осетию, по состоянию на период до 2008 года. Эти два сепаратистских района Грузии долгое время были весьма удобными в геополитическом отношении зонами конфликта, которые позволяли Москве повышать или понижать градус противостояния, чтобы влиять на внутреннюю политику и обстановку в сфере безопасности в самой Грузии.
Сейчас можно сказать, что Азербайджан присоединился к этому клубу. В краткосрочной перспективе это приведет к азербайджано-российскому «медовому месяцу», но в дальнейшем такое положение может стать источником нестабильности и взаимного раздражения в отношениях между Москвой и Баку.
Между тем, Армения де-факто сохраняет контроль над частью Нагорного Карабаха, а размещение российских миротворцев на линии соприкосновения сделает страну менее уязвимой для будущих столкновений.
Однако, в результате Армения оказалась в гораздо более сложной ситуации. Во-первых, и без того высокий уровень зависимости от Москвы значительно вырос. А во-вторых, ту часть территории, которая осталась от контролируемого Арменией Нагорного Карабаха, теперь невозможно будет защищать без участия России. Таким образом, Ереван столкнулся с реальной перспективой того, что Россия еще сильнее будет давить на него, принуждая к болезненным уступкам во внутренней и внешней политике.
В конечном итоге истинными победителями в результате недавней вспышки конфликта вокруг Нагорного Карабаха оказались Россия и Турция. Москва, как уже сказано, «закрутила гайки» своего контроля над Арменией, усилив влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны. Что касается Азербайджана, здесь России также удалось значительно укрепить рычаги воздействия на будущие события.
Впрочем, у Турции также есть повод для торжества. Ее союзник, Азербайджан, вернул себе контроль над семью районами и частью самого Нагорного Карабаха, во многом благодаря поддержке Турции. Турецкие вооруженные силы и ударные беспилотники получили прекрасную рекламу, а главное – Анкаре удалось продемонстрировать, что она заслуживает доверия как держава, которая на самом деле поддерживает своих союзников (в отличие от России). И, наконец, несмотря на весьма рискованные военные маневры Турции, способность Анкары и Москвы сохранить хорошие отношения осталась непоколебимой.
Важно подчеркнуть, что ни одно из описанных выше событий не сулит ничего хорошего для внешней политики и международного авторитета Европейского Союза. Вообще в последнее время внешняя политика в окрестностях ЕС (в широком смысле) становится все более милитаризированной, и при этом ключевыми игроками в регионе являются не страны Евросоюза, а Турция, Россия и даже Азербайджан. Эти игроки все чаще рассматривают решительные военные действия как эффективный путь к успеху повсюду, от Южного Кавказа до Сирии и Ливии.
До тех пор, пока Европейский Союз будет по-прежнему фокусироваться практически исключительно на дипломатических и экономических средствах реализации своей власти в ближайшем окружении, эта тенденция будет сохраняться.
Быстрого выхода из этого сползания в геополитическое забвение для Европейского Союза не существует. Однако, если не рассматривать такие возможности, как отправка войск и вмешательство в каждую военную заваруху на своей периферии, у Брюсселя все же есть еще один возможный путь вперед.
Европейский Союз должен начать развивать партнерство с несколькими странами, расположенными на его восточном и южном фланге, как в военной и разведывательной сферах, так и в области кибербезопасности. Он должен не только оставаться силой, способной оказывать политическое и экономическое влияние, но и уметь заставить считаться с собой в вопросах безопасности. Только в этом случае со временем голос ЕС будет лучше услышан там, где это имеет наибольшее значение.
Читайте также
Последние новости