Многие прежде затрагивали проблему, которая имеет глубокие корни в британской ментальности – зарождение антироссийских предрассудков восходит как минимум к викторианской эпохе. Россия была главным врагом в «Большой Игре» Киплинга, поскольку стремилась достичь Индийского океана и тем самым угрожала «нашей» Индийской империи. Россию ненавидели правые, видевшие в ней соперницу Великобритании в Европе, и поносили левые, для которых она была цитаделью самодержавия и угнетения рабочего класса. И это несмотря на тот факт, что царь Александр II «Освободитель» отменил крепостное право двумя годами раньше, чем рабство было официально отменено в Америке.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. это было выражено в популярной песенке с таким припевом: «Мы не хотим воевать, но если примкнем к патриотам (jingo), то получим корабли, получим людей, и деньги тоже». Таково происхождение термина «джингоизм», который означает ура-патриотизм.
После революционного переворота 1917 года и образования Советского Союза эта враждебность лишь усилилась. В качестве объяснения выдвигалась идея о том, что Россия стала первым в мире открыто богоборческим, атеистическим государством, где нормальных человеческих этических норм просто не существовало. После второй мировой войны фикция о невинном Западе, которому угрожает советская агрессия, стала базовой гипотезой западной демонологии, положенной в основу политики сдерживания. Она до сих пор остается аксиомой, то есть не требует доказательств.
Сколько людей знают, что еще до разрушения Хиросимы, Соединенные Штаты выбрали для уничтожения 20 городов СССР? Но у них тогда просто не было двадцати атомных бомб, а только две — для Хиросимы и Нагасаки. После блестящего успеха этого «эксперимента» в Соединенных Штатах началось полномасштабное производство ядерного оружия. Тот факт, что Россия не обладала каким-либо ядерным оружием еще четыре года, до 1949-го, полностью вычеркнут пропагандой из нашего сознания.
С момента распада Советского Союза такие приемы стали обычной практикой нашей антироссийской пропагандистской индустрии. Как в старом изречении, «Король умер, да здравствует король!»
Можно было бы проникнуть глубже в историю антироссийских настроений в нашем обществе, проследив за многовековым историческим соперничеством между греческим православием и католическим Западом. Судя по всему, до Великого раскола в 1054 году его не существовало. Увы, сколь бы соблазнительно это ни было, формат заметки не позволяет пойти по этому пути.
Брайан М. Куэйл
Читайте также
Последние новости