Более 70 процентов участников сетевых компаний, продающих «чудодейственные» товары, остаются ни с чем. Причем некоторые пирамиды существуют лет 5-7 с головным офисом в Европе или Скандинавии. То есть они не закрываются, потому что нигде в России официально не открыты. Интересно, да? Просто их VIP-движки, 30-летние обаятельные проходимцы перемещаются по стране, вербуя новых клиентов по балльной системе. Баллы накручиваются сетевикам высшего звена. Библиотекари, чтобы пробиться на верхний уровень, вынуждены пыхтеть года три и продать кучу кремов, биодобавок, «омолаживающих» подушек и приборов. О том, что не каждый рожден для сферы сетевых продаж, мало кто задумывается. Я присутствовал на собраниях сетевиков, напоминающих камлания о «стабильном и успешном заработке». Причём вербовали те, кто надрывается на трех работах.
— Я не защищаю всех сетевиков, — сказала мне одна знакомая. — В одной из компаний мне с ходу предложили купить пакет косметики за 7000 рублей. Чтобы заработать, его придется продать минимум за 9000 рублей. Нужно иметь дар, чтобы впарить своим знакомым, к примеру, крем для лица за 1500 рублей. Пришлось отказаться. В компании, где работаю сейчас, мне тоже предложили купить товар, но за 4000 рублей (это определённое количество баллов, и клиент входит туда, как потребитель). Если нет денег, он может найти покупателей на продукцию (сухие смеси с полезными минералами, вода с новыми свойствами и т. д.). В зависимости от числа привлечённых клиентов повышается сумма баллов и статус сетевика. Образуется новая ячейка. Если ее представитель что-то покупает у компании, тому, кто привлёк клиента, начисляют проценты. Обычно помимо привлечения членов, многие агенты зарабатывают продажей. В отличие от других компаний, навязывающих узкую линейку продуктов, нам предлагается широкий ассортимент. Не хочешь продавать, — отдыхаешь. Разве это ОАО «МММ» Мавроди?
— Года через два, когда ты лоханешься окончательно, я позвоню тебе, — сказал я ей. — В Башкирии у пирамид много личин: клубы по интересам, общества взаимного страхования, потребкооперативы. В основе — обязательная покупка. За каждым товаром — определенное количество баллов, начисляемых покупателю после заказа. Многие, чтобы начать, отовариваются на 20-30 тысяч рублей (камлания, камлания, ребята!), сразу попадают на VIP-уровень и затаскивают в бизнес двух друзей. Те, в свою очередь, также должны совершить VIP-покупку. За этих двух приведенных первый получает десять тысяч рублей. Дальше — двое новоиспеченных членов «З» и «Н» приглашают по двое своих знакомых, которые также покупают. Тогда «З» и «Н» получают каждый по пять тысяч рублей, а первый — уже десять тысяч. Некоторые усердные действительно прилично зарабатывают, пока через 3-4 месяца не кончаются знакомые. Тогда пирамида стопорится. Денежный поток в Европу иссякает кратно числу умерших ячеек. Пирамида рядового муравья-сетевика выстраивается в два уровня и глохнет. Итог — десять, 15 членов ячейки не могут вернуть даже вложенное. Таких «заглохших» мини-пирамид в общей структуре ЛЮБОЙ сетевой компании большинство. При этом движки-проходимцы арендуют залы, чтобы достроить систему или создать новую пирамиду. Однако все в любом случае глохнет. Нижние ячейки остаются с носом, вернее, с «уникальным» товаром. В одних компаниях зарабатывают участники второй ступени снизу, в других — компенсировать свои расходы и получить мало-мальский доход могут только люди, находящиеся на четвертой ступени с конца и выше. Представь, что в гигантской пирамиде задействовано все население планеты — семь миллиардов человек. Путем подсчётов по «пирамидальной» формуле получаем, что иметь доход смогут только 437 миллионов 500 тысяч человек, а шесть миллиардов 562 миллиона вернуть свои деньги не смогут.
— Но ведь клиенты пользуются реальным товаром, — возражает мне Гузель.
— Именно это, а также принцип добровольности вхождения в такие структуры пока не позволяет полиции массово заводить на организаторов сетевых пирамид уголовные дела.
Мне предложили обучиться НЛП. Но в качестве оплаты я, как представитель СМИ, должен был затащить в пирамиду 15 клиентов. 15 моих друзей, единомышленников потом плюнули бы мне в спину. «Пирамидники» часто остаются в вакууме.
В качестве «обучения» направили к одной «секси». Она повторяла одни и те же слова типа «успешный бизнес», «высокий заработок», потом подключались пенсионерки. Захлебываясь от восторга, они рассказывали о жизни, «изменившейся в лучшую сторону». Через час я заметил, что волей-неволей начинаю задумываться над их словами и даже в чём-то доверять им. Затем подметил, что, захватывая внимание, консультанты давили на слабые места: желание жить лучше, быстрый успех, мнимую надёжность схемы. При попытке перебить — повышали интонацию, давая понять, что говорят нечто важное (если это ваш хороший знакомый, его непросто сразу отшить). В качестве примера называли свои успехи и давали для проверки номера телефонов завербованных. Это подкупало. Клиенты верят, что в числе их знакомых, вовлечённых в компанию, нет наивных и обманутых (подлый приём). Вскоре в сознании новых членов утверждается безупречная схема, где все зависит только от них, а компания — большой брат, заинтересованный в их успехе. Это действовало, причем даже на журналистов, соприкасавшихся с реальными мошенничествами каждый день. Позже, поговорив с новичками, вовлечёнными в пирамиды, я выяснил, что они закупили у компании продукцию, обошли всех, кого знают, но вернуть по три тысячи рублей за «полезные» сухие смеси не смогли, никого не вовлекли. А «секси» получила свой процент.
Сетевые пирамиды не вкладываются в рекламу, их бизнес-отчётность невозможно проверить, как и реальное количество участников. У них всегда есть сертификаты соответствия (качества) продукции, на деле являющейся непонятным фуфлом. Но самое важное — это расчеты по пирамидальной схеме моего знакомого математика: из семи миллиардов человек заработают только 437 миллионов.
Читайте также
Последние новости