В то время как бюджеты Пентагона в последние годы резко возросли, опыт пилотов, а вместе с ним и реальная боевая мощь Военно-воздушных сил США, фактически снизился, под пристальным надзором генералов, озабоченных, прежде всего, обеспечением немалых откатов для своей будущей пенсии от гигантских контрактов с предприятиями военной индустрии.
Ранее в СМИ уже публиковалась информация о том, что авиаторы морской пехоты США летают всего около 15 часов в месяц, и это после недавнего увеличения. Как ни странно, летчики ВВС США имеют еще меньше полетного времени: всего около 10 часов в месяц.
По словам чиновников Министерства обороны, летчики Корпуса морской пехоты увеличили месячную норму полетного времени и теперь проводят в воздухе значительно больше времени, чем пилоты ВВС. Как Корпус морской пехоты, так и военно-воздушные силы сталкиваются с острой нехваткой пилотов и испытывают трудности с обеспечением полетной готовности самолетов, в результате чего значительное количество машин в последние годы было законсервировано.
Впрочем, представители Корпуса морской пехоты заявляют, что за прошедший год месячная норма полетного времени была увеличена. Согласно данным, озвученным на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам заместителем командующего КМП генералом Гленном Уолтерсом и заместителем начальника штаба ВВС генералом Стивеном Уилсоном, пилоты КМП в среднем находятся в воздухе от 14 до 16 часов в месяц, в то время как в ВВС эта норма составляет немногим более 9-10 часов.
Один из пилотов вспоминает: «Когда я начал летать в Корпусе морской пехоты около двадцати лет назад, пилоты, приписанные к линейным подразделениям, имели полетное время около 30 часов в месяц. Постепенно эта норма снизилась до 20 часов. Летая по 30 часов в месяц, пилот постепенно совершенствует свое летное мастерство. При 20 часах полетного времени в месяц удается лишь уверенно поддерживать фундаментальные навыки. А если оно сокращается до 15 часов и ниже, летчику приходится фокусироваться лишь на самом необходимом. Другими словами, в таких условиях его навыки неизбежно начинают «атрофироваться».
Мастерство пилота, безусловно, является наиболее важным фактором, который определяет эффективность любого самолета в реальном воздушном бою. Тем не менее, Пентагон отдает приоритет закупкам нового дорогостоящего оборудования, причем до такой степени, что в его бюджете не остается достаточного количества денег для надлежащей боевой подготовки пилотов.
Здесь следует учитывать еще один негативный фактор: многие новые американские самолеты настолько перегружены инженерными излишествами, что поддерживать их в состоянии, пригодном для полетов, чрезвычайно трудно и дорого. Кроме того, стоимость полетного времени исчисляется десятками тысяч долларов в час. Так, для стратегического бомбардировщика В-2 этот показатель составляет 135 тысяч долларов, а для истребителя F-22 – около 70 тысяч долларов.
Таким образом, командование Вооруженных сил США не только заменяет широкий спектр специализированных самолетов новым сверхсложным многоцелевым истребителем F-35, уступающим по многим параметрам тем машинам, на смену которым он приходит. Пентагон направляет настолько значительную часть своих средств военным подрядчикам, что у него не хватает ресурсов для подготовки личного состава к выполнению боевых задач на вновь приобретенной технике.
Трудно сказать, в какой степени часы, проведенные пилотами на тренажерах, способны компенсировать низкий показатель полетного времени. Неизвестно также, какова ситуация в вооруженных силах других стран. Например, в России, хотя там полетное время не настолько дорогое, финансовые ограничения, судя по всему, гораздо более жесткие, чем в Соединенных Штатах.
Как бы то ни было, ясно одно: истратив все эти невероятные сотни миллиардов из военного бюджета за последние два-три десятилетия, военная авиация США не усилила свою боевую мощь, а осталась на месте, или, возможно, даже деградировала. Если этого еще не произошло, весьма вероятно, что произойдет в ближайшее время, по мере того, как сверхдорогие истребители F-35 будут в массовом порядке заменять более совершенные и более надежные специализированные самолеты.
Однако, не стоит особенно волноваться. Военные подрядчики, такие как Lockheed, Raytheon, Boeing и General Dynamics отлично заработали на поставках техники Пентагону. А ведь именно это самое главное. По крайней мере, как представляется, для Конгресса и генералов.
Читайте также
Последние новости