Мы разыграли известных современных художников неурочными звонками, представ в образах натурщиц, гастарбайтеров, министра и просто безумцев. Диалоги в студию!
Фото из личного архива.Попробуй залезь в голову к современному художнику — обломаешься, никакой стандартный ключ не подойдет. И чтобы написать его портрет, а точнее, коллективный портрет самых знаковых персон российской арт-сцены, просто описания их выставок или интервью недостаточно. Все это, как правило, оказывается плоским и вялым, не отражает суть, образ жизни и ход мысли этих людей. Неординарных личностей надо крыть их же козырем — определенной мерой безумства, бесстрашия и авантюризма. Надо войти в их же воду, надо дышать одним с ними воздухом, что мы и попытались сотворить, позвонив 15-ти известным деятелям искусства в четыре утра с заготовленными абсурдистскими скетчами. Причем каждому подбирали психологически близкий ему диалог, чтобы человек не швырнул раньше времени трубку. Кто-то повелся, кто-то незаметно раскусил и стал подыгрывать... Но в какой-то момент дух этих людей нет-нет да и проступил. Итак, знакомьтесь. Идем к художникам в гости не парадными дверьми: а то всё они да они провоцируют нас. Так почему бы нам хоть разок не спровоцировать их?
* * *
Олег Кулик (звонит девушка ласковым голоском):
— Олежек, какой у тебя домофон?
— Какой у меня домофон... Слушай, солнышко, я не знаю, кто ты.
— Это Юлечка и Катя. Песик, ты ж звонил насчет натурщиц!
— Насчет натурщиц? А-а... Вы пришли ко мне домой?
— Да, стоим перед подъездом. Открывай! Жарко, хочется уже выпить и охладиться.
— Выпить и охладиться? Я просто сейчас нахожусь в Черногории, а ты где? В какой мастерской?
— На Курской.
— А-а, в моей мастерской на Курской. Представляешь, меня сейчас нет в мастерской на Курской. Я сейчас нахожусь в Которе, это в Черногории. А вернусь ровно через месяц и жду тебя.
— Да? Ну, я буду очень рада тебе позировать, и Катечка тоже.
— Хорошо, я понял, давай. И Катечку тоже жду. Вы немножко еще подзагорите, чтобы там не оставалось следов бикини, и все сделаем в высшем виде!
— А что по цене?
— По цене у нас так: чем обнаженнее, тем цена гибче.
* * *
Дмитрий Гутов (звонит парень, в дупель пьяный):
— Дим, привет, это Володь.
— Да, привет.
— Мне грустно что-то. Поговори со мной. Меня никто не любит... Я в лифте застрял. А у меня в телефоне только твой номер из приличных людей.
— А, Володя... а какой Володя?
— Володя такой, что самый главный Володя.
— А-а, ну понятно.
— Нет, не тот, не самый главный, конечно. Это я хватил. Ты просто можешь какую-нибудь службу вызвать, я сижу в лифте, по Гнездниковскому переулку.
— Володь, смотри, я сейчас не в Москве. Тебе какую службу вызвать?
— Ой, может, позвонишь кому? А то сижу, один твой телефон в трубке, а остальные все — такие сво-ло-чи! Это Володя, министр. Пять часов здесь сижу уже один, никто ухом не поведет. Я тебя завтра главным на любой музей поставлю! Вызволишь отсюда — и сразу — р-р-раз, и ты комиссар Московской биеннале!
— Будет сделано!
* * *
Фото из личного архива.
Павел Пепперштейн (звонит парень, типа его знакомый):
— Паш, привет. Последней волей покойного было желание, чтобы ты разрисовал его гроб. Расписал красиво.
— Что-то плохо слышно. Ты о ком вообще говоришь?
— Это влиятельный человек, он тебя однажды видел, полюбил, написал в завещании — хочу гроб от Пепперштейна. Земляки вы.
— Ничего себе. Расскажи-ка поподробнее.
— Ну, дали размер, сказали цену. Двести. Размер — три метра.
— Ничего себе. Очень странно. Что это за гроб? Извини, я что-то не врубаюсь спросонья — а ты кто?
— Вася, друг твой.
— Привет, Вася. А как я могу это сделать?
— Тебе сейчас привезут в мастерскую. Без тела.
— Я в растерянности. Ты мне напиши какую-нибудь смс-ку по этому поводу. Пока ничего им не обещай. Я не в Москве. Подожди, не гони лошадей. Какой гроб? Я далеко от Москвы, нет условий здесь работать. Подожди, гробы обычно не расписывают...
— А ты автограф поставь и все. Куча денег!
— Ты мне напиши письмо на компьютер, я ни во что пока не врубаюсь — почему гроб три метра?
* * *
Владимир Дубосарский (звонит гастарбайтер-экспедитор с жутким акцентом):
— Владимир, ты какой номер твоя машина — жду стою?
— Вы кто?
— Контейнер прибыл. Имя — Владимир Дубосарский, накладная №241-523.
— Стойте. Ничего не понимаю. Какой контейнер? Куда пришел? Але!
— Доставка — контейнер. Стою и жду. Ночь. Приезжайте — подпись ставить на документ.
— Так. Первое: вы кому звоните?
— Дубосарский.
— Так. Контейнер — с чем?
— Багет. Кисть с ворсом «белка». Холст. Принадлежности, чтобы картина делать.
— Так, давайте еще раз. Я за границей нахожусь. Вы куда приехали вообще? Какой контейнер вообще? Я ничего не заказывал! Вы можете объяснить? Вы кто есть сами?
— Экспедитор. Экспедиция. №241-523.
— Я понимаю! Но я вас не за-ка-зы-вал. Что вы привезли?
— Заказ принял Василий. Плохо слышно. Але! Багет, кисть «белка», холст грунтованный. И негрунтованный. Вы должны принять. Вам уже звонили от нас. Мне только расписаться надо. Мне больше ничего не надо. Стою тут, ночь. Кто за вас расписаться может?
— Так. Я понял. Где вы стоите?
— Посреди Садового кольца. Город Москва.
— Так. Вот, смотрите, еще раз. Давайте с самого начала, по пунктам. Что у вас там вообще? Вы привезли холст?
— Да я же не знаю, что на бумажке написано, то я и читаю.
— Вы от какого магазина? Что вообще происходит? Ничего не понимаю!
— Какой-то Петр Олегович вам заказал все это (в соцсетях сейчас идет активная дискуссия по поводу вторичности русского искусства между Дубосарским и коллекционером Петром Авеном. — Авт.). Доставить велено в мастерскую. Кисти, ворс «белка».
— А из какого магазина все это?
— Не магазина, а фура шла из Петербурга. Доставлен груз. Он оплачен. Мне нужна только подпись о приемке, и все, я уезжаю домой. Домой!
— Да, но где вы мне все это отдать хотите?
— Мне сказал Василий от Петра Олеговича, что я вам отдам контейнер и все, художественная принадлежность, кисть «белка».
— Так, стойте, где вы стоите, сейчас я вам перезвоню. Вы на машине? Много там вещей?
— Большая фура. Много вещей у меня своих, дыня, картошка, для вас — контейнер.
Перезванивает через десять минут на номер, с которого мы звонили (теперь трубку берет бойкая девушка):
— Але, это диспетчер из транспортной компании.
— Ох, хорошо, девушка, вот мне звонил человек, стоит где-то на Садовом, привез мне какие-то материалы, я за границей нахожусь, вы мне можете объяснить, кто мне звонил?
— Контейнер сейчас выгружают на «Винзаводе», видимо, произошла ошибка. Это не вам.
— Как не мне? Моя фамилия, мое имя, мой номер телефона. Что значит не мне?
— У нас полная неразбериха, по-русски плохо понимают водители...
— Нет, но фамилия-то моя! Он мне звонит! И я догадываюсь, от кого это пришло...
— Мы будем разбираться.
— Как разбираться? Мне из Петербурга пришел контейнер. Мне! На мое имя. Правильно? Я уже в четверг вернусь. Вы куда это все выгружаете? Может, вы мне привезете?
— Сейчас разберемся. Это вы дыни заказывали?
* * *
">* * *
Alexander?
— Hmm... hello!
— My name is Marie... (Меня зовут Мария. Я директор галереи «Мальборо» в США. Мы хотим устроить выставку ваших работ, купить ваши будущие работы и все уже сделанные.)
— Excuse me... але-але... I don't listen you... (Я не слушаю вас. Вы можете мне написать смс с вашей почтой?)
— Alexander, thanks you... (Александр, спасибо, что вы родились на белый свет.)
— Yes, yes, yes. But can you... (Да-да-да. Но не могли бы вы отправить мне по почте то, что вам требуется от меня?)
— Go to the airport!.. (Езжайте в аэропорт, ваш полет в Нью-Йорк через два часа! Нам нужна ваша выставка.)
— What?!
— Ты понимай, что я говорят? A lot of money! I congratulate you! One million dollars! (Я дам вам много денег! Очень много денег! Я поздравляю вас! Один миллион долларов!)
— Я понимайт, шо вы говорить. Вы мне послайть письмо на мой эмейл адрес? Understand? (Понимаете?)
— Yes, of course, I understand. Александер, ви говорить по-русски?
— По-русски and по-абракадабрски тоже.
— Do you know, the priest had a dog, he loved her... (Александр, вы в курсе, что у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил?)
— I... Какая собака? Я не понимайт! Пишите письмо!
* * *
">* * *
Фото из личного архива.
Георгий Острецов (звонит девушка престарелым голосом):
— Георгий, это Ирина Александровна...
— Да, я приеду, сейчас соображу когда, где-то 8-го...
— И что с того, Георгий?
— Как — что? Деньги занесу.
— Занесете деньги? Точно? Только не забудьте, Георгий. А я еще звоню, чтобы поздравить вас с днем рождения.
— Спасибо. Я что-то не соображу... день рождения у меня был в мае.
— А сейчас — что? Не май? А я хотела вас повесить... в музее. Но раз не май...
— Сейчас лето. А про какой музей вы говорите?
— Самый главный музей Москвы. России. У нас в музее все есть. А вас нет. И знаете, слава богу, что вас нет.
— Я теперь ничего не понимаю. Ни про день рождения, ни про музей. Вы не насчет денег?
— Может, у вашего ребенка день рождения?
— Он был позавчера...
— Вот видите, я почти успела. Так что сегодня в два часа я вас жду у себя в кабинете. Мы сейчас делаем выставку «Современные художники». Так надо.
— А кто ее куратор?
— Вы.
— Я? Так. Послушайте. Я нахожусь сейчас в Выксе, в шести часах езды от Москвы, приезжаю 8 августа. Вы мне можете по смс прислать время и место?
— Я смс не понимаю. Сегодня в два вас жду. Ваша Ирина Александровна.
* * *
">* * *
">* * *
">* * *
">* * *
are you from? (Откуда ты? Просто скажи мне, я не понимаю.)
— I'm from Norway. (Я из Норвегии, оттуда родом.)
— Okey, okey, you are from Norway... (Это замечательно, Норвегия, но почему ты звонишь мне посреди ночи?)
— Сouldn't you... (Ты не мог бы открыть свой шкаф и избавиться от нее? Она очень страшная. Убери ее, пожалуйста. А лучше — убей ее!)
— What?.. (Кого ты боишься? Я не понимаю. Почему ты не спишь?)
— We don't sleep... (Мы не спим. Мы висим. У нас много времени, чтобы позвонить тебе. Ты очень интересный человек.)
— Ahh, about what? (О чем говоришь?)
— About the mole... (О моли в твоем шкафу.)
— I don't have mole... (У меня нет моли в шкафу. Я в отеле сейчас.)
— Are you sure? (Уверен? Проверь шкаф в отеле! Давай! Открывай!)
— Very strange... (Очень странно. Это ресепшен? Проверю. Спасибо.)
* * *
">* * *
Очень надеемся, что наши дорогие художники не обидятся на нас за эту маленькую шалость, построенную на сочетании реализма и абсурда. Ведь они сами такие же. Почти все реагировали на звонки так, будто это нечто само собой разумеющееся, почти никто не воскликнул: «Как вы посмели побеспокоить меня в пять утра???», хотя многие как раз спали или, скажем мягко, творчески отдыхали. И, что показательно, все были отзывчивы, стараясь чем-то помочь в меру своего понимания задачи. Нам представляется, что подобный коллективный портрет куда более честен, чем иные некрологи, перечисления регалий, отчеты о выставках или плоские интервью. Художник остается художником в любой реальности, даже в самой абсурдной, и даже в пять утра.
Читайте также
Последние новости