Россия извлекла урок из того, что против нее вводились санкции, которые, как по часам, продлевались каждые шесть месяцев – там поняли, что больше не могут зависеть от Запада ни в каких коммерческих отношениях. Европа продолжает покупать газ у России, а США остаются в стороне, терзаясь этим, но никак не решаются запретить Европе покупать российский газ, потому что ни у какого другого поставщика нет ни мощностей, ни инфраструктуры. Но всякий другой коммерческий товар тщательно изучается на предмет того, насколько зависит Россия от его поставок, и проводится оценка того, сколько потеряет Европа, если прекратит его продавать. И практически каждый раз в такой ситуации Европа проигрывала, поскольку нам нее оказывал давление дядя Сэм, стремящийся прекратить всякую торговлю с Россией.
Таким образом, урок состоит в том, что, во-первых, Европа бесхребетна, как кальмар, и не способна противостоять американскому давлению, и, во-вторых, США полны решимости отодвинуть Россию и никогда не отступят, пока у них есть силы для этого. Эти два фактора убеждают Россию в том, что никакое соглашение с Западом не стоит того, чтобы подписывать его, и что Россия должна делать все, что хочет, в том числе искать для себя альтернативные рынки.
Россия и ее быстро развивающийся партнер, Китай, имеют все возможности для нанесения серьезного коммерческого удара по Западу в сфере, в которой тот привык доминировать — в гражданской авиации. Партнеры могли бы сделать это простым способом — сами проектировать, производить и покупать свои собственные коммерческие самолеты.
Будущее западной гражданской авиации и так уже туманно, и этой индустрии требуются большие денежные вливания ради небольшого краткосрочного вознаграждения. Авиакомпании не могут зарабатывать деньги, когда в салоне заняты лишь каждое третье или четвертое место, в то время как люди по-прежнему боятся коронавируса, и авиаперевозчики просто борются за выживание – и ни о каком расширении нельзя и думать.
Тем не менее, когда-нибудь Запад снова захочет продавать свои авиалайнеры, и тогда он обратится в первую очередь к Китаю, крупнейшему в мире растущему рынку коммерческой авиации.
«До торговой войны Китай был крупным рынком сбыта для Boeing. Согласно годовым отчетам, в 2015 и 2016 годах продажи в Китае составили 13% и 11% от общей выручки компании соответственно. В 2015 году Китай был крупнейшим экспортным рынком для Boeing, а в 2016 году он был третьим по величине. Но за последние два года компания не продала в Китай ни одного пассажирского самолета, заявила в конце прошлого года президент Boeing China Шерри Карбэри».
По состоянию на конец 2019 года парк гражданской авиации Китая насчитывал более 3 тысяч 700 самолетов.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что каждый гражданский тяжелый грузовой или пассажирский самолет, который покупает Китай, не является продукцией Boeing или Airbus.
Как быстро преимущество переходит к покупателю — в данном случае к Китаю — легко увидеть на примере того, как китайская компания COMAC покупает системы управления полетом в Соединенных Штатах, но при этом энергично развивает свои собственные разработки, готовясь к тому случаю, когда Америка запретит продажу из-за санкций. Соединенные Штаты очень хорошо умеют делать множество вещей, но они верят, что всегда будут единственной страной, способной производить их, и это является их ахиллесовой пятой. До недавнего времени США предполагали, что китайский рынок гражданской авиации — это их собственный рынок, и немного ворчали по поводу того, как много придется работать, чтобы не отставать от запросов Китая.
«Китай, вероятно, станет крупнейшим в мире рынком для новых больших гражданских самолетов (LCA), при этом мировые производители LCA рассчитывают продавать 100 единиц в год на китайском рынке в течение следующих двадцати лет, то есть по одной машине каждые три-четыре дня, и их общая стоимость составляет до 350 миллиардов долларов».
Многие задаются вопросом, а при чем тут Россия. Примером развития связей между Китаем и Россией можно назвать партнерство между китайской COMAC и российской ОАК по созданию дальнемагистрального двухрежимного реактивного самолета. Новый самолет, получивший обозначение CR929, как ожидается, совершит первый полет к 2025 году.
«Возможность CR929 конкурировать напрямую с Boeing и Airbus на данный момент кажется маловероятной. Более вероятно, что он, наряду с другими предложениями как от COMAC, так и от ОАК, сначала зарекомендует себя на российском и китайском рынках гражданской авиации, прежде чем будущие разработки будут широко представлены на международном уровне».
«Это долгосрочный план, который учитывает не только текущие геополитические условия, но и будущий международный порядок, который значительно больше склоняется в сторону многополярности и далек от нынешнего западного однополярного порядка».
Из всего этого следует выделить две вещи: во-первых, Запад плохо воспринимает долгосрочное планирование, и, во-вторых, решимость полагаться на санкции, даже если они ничего не достигают, учит – и возможно, уже научила — мир тому, что Запад является ненадежным коммерческим партнером.
«После прекращения существования брендов BAe, Douglas и Fokker, а также в свете неспособности производителей из Содружества Независимых Государств продавать свое оборудование китайским операторам в больших количествах, Boeing и Airbus по сути делят рынок нового оборудования. Учитывая прошлые отношения Китая с производителями из СНГ, на китайском рынке есть место для самолетов, построенных в России и Украине, если они соответствуют по характеристикам западным аналогам, имеют привлекательные цены и обеспечивается послепродажная поддержка, сопоставимая с западными производителями. Однако это окно возможностей закрывается, поскольку китайские авиакомпании вкладывают значительные средства в поддержку инфраструктуры, ориентированной на западные модели».
Складывается туманная картина. Можно себе представить, каким катастрофическим было решение подтолкнуть Россию и Китай к созданию оборонительного, коммерческого, энергетического и политического союза. Уже сейчас более реалистично выглядит краткосрочное будущее, в котором Россия и Китай все больше будут отказываться от закупок самолетов западного производства, пополняя свой парк гражданской авиации отечественной продукцией.
Читайте также
Последние новости