В июне 2020 года российские спецслужбы объявили об аресте президента Санкт-Перербургской Арктической академии общественных наук, обвиняемого в передаче секретной информации, касающейся отслеживания подводных лодок, китайской разведке. Хотя Россия и Китай одно за другим подписывают соглашения о создании совместных центров высоких технологий и развитии многочисленных инициатив, более тщательный анализ позволяет увидеть гораздо более сложную картину.
В то время как Вашингтон переориентирует свою стратегию и военный потенциал на новые реалии, и прежде всего на конкуренцию между великими державами, высокотехнологическое партнерство между Москвой и Пекином может стать мультипликатором силы для обеих стран, если эти усилия оправдают ожидания.
Существуют основания как для скептицизма в отношении фактических результатов и долгосрочной траектории этого развивающегося партнерства, так и для беспокойства по поводу того, что некоторые направления этих усилий могут увенчаться успехом. Нынешние изменения глобального инновационного ландшафта и геополитической обстановки создали для Китая и России стратегическую возможность подорвать американскую гегемонию, в том числе в сфере глобального управления. Поэтому Соединенные Штаты должны внимательно изучать и оценивать перспективы их сотрудничества и его потенциальные последствия.
Движущие силы технологического сотрудничества
Стратегическое партнерство между Китаем и Россией углубилось в результате сближения интересов в сфере национальной безопасности. Тот факт, что обе страны были названы стратегическими противниками США, лишь способствовал усилению этой тенденции. Политика США заключается в оказании давления, начиная с санкций против России и заканчивая торговой войной с Китаем, а также в создании технологических препятствий, включая контроль экспорта. Все это с одной стороны накладывает ограничения, а с другой – обеспечивает дополнительную мотивацию для расширения сотрудничества. С точки зрения китайского правительства, «стратегическое партнерство призвано служить интересам глобальной стабильности и доверия». По словам президента России Владимира Путина, «для китайско-российского сотрудничества в области искусственного интеллекта на самом деле важны не столько деньги, сколько взаимные интересы».
Разумеется, взаимные интересы имеют значение, но и деньги тоже. Китай опередил Россию в экономическом развитии, в то время как у России имеется научно-техническая база, которой не хватает Китаю. Поэтому их сравнительные преимущества являются взаимодополняющими.
Программа сотрудничества
Китайский и российский лидеры признают, что новые технологии имеют решающее значение для экономического развития обеих стран с целью достижения конкурентного преимущества над Соединенными Штатами. В условиях нынешнего глобального экономического кризиса, вызванного пандемией, цифровая экономика рассматривается как жизненно важный фактор стимулирования будущего роста. Китай и Россия разрабатывают дорожную карту «года российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества», намеченного на 2020-2021 годы. Эта программа изначально включала 800 различных мероприятий.
Новые усилия будут основываться на ряде предыдущих инициатив, включая технопарки, совместные предприятия и исследовательские проекты. В декабре 2019 года официальный представитель МИД Китая упомянул, что планы сотрудничества будут включать информационно-коммуникационные технологии, а также искусственный интеллект и интернет вещей. Хотя пандемия нового коронавируса в значительной степени разрушила эту амбициозную повестку дня, все намеченные мероприятия могут быть адаптированы и перенесены на более поздние сроки.
До настоящего времени сотрудничество осуществлялось главным образом на основе регулярных встреч между Министерством науки и технологий Китая и Министерством науки и высшего образования России, которые были направлены на определение приоритетов и содействие взаимной увязке проектов. Важным элементом этого партнерства является сотрудничество между академиями наук обеих стран, в том числе в области биотехнологии и нейробиологии. В этом году совместная деятельность включает двусторонние академические семинары, которые будут посвящены таким темам как космическая оптика, а также другие формы научно-технического взаимодействия. Китай также принимает участие в проекте сверхпроводящего синхротрона тяжелых ионов в России, результаты которого имеют значение для фундаментальной науки, а также обладают значительным потенциалом применения в области медицины.
Китайские компании также расширили свою активность в России, особенно технологический гигант Huawei. Так, в августе компания открыла исследовательскую лабораторию, специализирующуюся на искусственном интеллекте, в Московском физико-техническом институте, а в начале 2020 года она объявила о планах открыть Академию информационных и коммуникационных технологий в Кабардино-Балкарском госуниверситете. Это лишь два из многочисленных примеров попыток китайской компании воспользоваться стремлением российских университетов развивать научные программы и исследования мирового класса.
Прогресс и достижения
Уже сегодня есть примеры очевидных успехов, такие как совместная разработка реактора на быстрых нейтронах и широкофюзеляжного реактивного дальнемагистрального самолета. В то же время, совместные исследования и соавторство между Россией и Китаем потребовали значительного времени из-за таких препятствий как языковой барьер.
Некоторые аспекты китайско-российского технологического сотрудничества будут, вероятно, иметь двойное назначение. Например, один лицензионный проект, который осуществляет компания ERA Techno City под руководством Министерства обороны России, предусматривает использование мониторинга текущих исследований и разработок в зарубежных странах с целью выявления перспективных технических решений, которые могут быть применены при разработке вооружений и специальной техники. В данном случае Министерство обороны проявляет особый интерес к электронным компонентам китайского производства, имеющим потенциальное военное применение.
Также перспективными направлениями сотрудничества являются авиация и аэрокосмическая индустрия. В ходе китайско-российского инженерно-технологического форума, прошедшего в ноябре 2019 года в городе Сямынь, были подписаны соглашения по 15 проектам с общим объемом инвестиций почти 1,1 миллиарда долларов, в том числе и в этой сфере. Кроме того, на форуме обсуждались такие проблемы как борьба с космическим мусором, исследования Луны, а также технологии и применение беспилотных летательных аппаратов.
Трудности и факторы неустойчивости
Однако, не все аспекты взаимодействия между Китаем и Россией являются позитивными. Блестящие достижения технологических партнерств в официальных заявлениях ставятся под сомнение сообщениями о хищениях интеллектуальной собственности, мошенничестве и коррупции. Так, в октябре 2019 года заместитель начальника Генерального штаба вооруженных сил был обвинен в поставках российским вооруженным силам китайской военной техники с фальшивой российской маркировкой. А шпионский инцидент в июне 2020 года с участием китайских разведслужб и одного из видных российских исследователей Арктики может осложнить сотрудничество между двумя странами в этом регионе.
Сдерживающим фактором в долгосрочной перспективе может также оказаться фундаментальная асимметрия между Китаем и Россией в области инвестиций. Россия просто не способна выделить на научные исследования и разработки достаточное количество средств, чтобы, как сказал в ноябре 2019 года президент Российской академии наук Александр Сергеев, две страны «были равноправными участниками исследований».
Эту озабоченность подтверждает и другая официальная статистика: по состоянию на конец 2019 года Россия генерировала в 38 раз меньше научных патентов, чем Китай, и в 16 раз меньше, чем Соединенные Штаты. Москва сама признает, что «низкий уровень привлекательности российской науки как отрасли обусловлен отсутствием эффективной системы стимулирования научной и научно-технической деятельности в стране».
Не ускользнули от внимания Москвы и масштабы китайских инвестиций в российскую технологическую индустрию. В июне 2020 года представители компании Huawei заявили, что, несмотря на продолжающуюся глобальную пандемию, она по-прежнему готова предложить российскому информационно-коммуникационному рынку собственные уникальные технологические возможности, разработку совместных аппаратно-программных решений, а также организацию совместного производства. Несмотря заманчивость этих щедрых предложений, Москва на данном этапе не может обеспечить адекватные объемы инвестиций в Китай, что делает эти растущие высокотехнологичные отношения весьма однобокими, смещая баланс в пользу Пекина.
Выводы и последствия
В ближайшие годы китайско-российское научно-техническое сотрудничество, по всей вероятности, будет углубляться и прогрессировать. Однако, пока рано судить о его реальных результатах и эффективности. Кроме того, это сотрудничество может быть подорвано расхождениями в приоритетах. В конечном счете, это «всеобъемлющее стратегическое сотрудничество и партнерство» не является подлинным альянсом, а продиктовано скорее совпадающими интересами, которые могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств и геополитической динамики. Этот фактор будет постоянно влиять на двусторонние отношения между Китаем и Россией, даже несмотря на то, что геополитическое сближение в ближайшее время останется мощным стимулом для углубления их партнерства.
Тем не менее, тесное российско-китайское сотрудничество может угрожать национальным интересам и безопасности США и их союзников. Попытки Вашингтона изолировать Россию и Китай и подорвать их прогресс в области технологий двойного назначения и военных технологий с помощью таких мер как контроль экспорта и экономические санкции, могут быть существенно подорваны этим партнерством. Особую озабоченность вызывает тот факт, что правительства в традиционно открытых демократических странах начинают внедрять технологии и методы отслеживания и мониторинга населения в попытке сдержать пандемию Covid-19, в то время как ранее подобная тактика применялась исключительно в Китае.
В то же время, Китай и Россия по-прежнему стремятся сохранить возможности продолжения научного сотрудничества с Соединенными Штатами. Российское правительство устами тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева даже открыто заявило о преимуществах двустороннего научного сотрудничества как потенциального позитивного фактора для улучшения американо-российских отношений, а также возможного противовеса растущей зависимости России от Китая.
Что касается Китая, несмотря на серьезные трения по торговым и техническим вопросам, Пекин продолжает декларировать и посылать сигналы о своей открытости дальнейшему научному сотрудничеству. По крайней мере, на данный момент можно утверждать, что Соединенные Штаты остаются главным центром притяжения в мире, где инновации приобретают все более глобальный характер.
В дальнейшем Соединенным Штатам следует продолжать совершенствовать механизмы для повышения эффективности защиты американских технологий и инноваций, в том числе путем введения и адаптации гарантий, таких как контроль экспорта и передовые методы отсева исследовательских партнерств, с тем, чтобы снизить риски хищения интеллектуальной собственности или злоупотреблений открытостью в научно-технической сфере.
Читайте также
Последние новости