Заместитель министра обороны США по вопросам исследований и разработок Майкл Гриффин заявил в прошлую среду в ходе вступительной речи на пресс-конференции в Пентагоне, что в центре внимания американских военных сейчас находится вопрос о том, насколько целесообразны усилия по созданию энергетического оружия направленного действия, то есть лазерного оружия. В частности, необходимо выяснить, существует ли способ кардинально увеличить мощность таких систем.
В практическом отношении это означает, что Пентагону нужны технологии, готовые к развертыванию уже в ближайшем будущем. Что касается проектов, которым требуется несколько лет до начала испытаний, их придется отложить до лучших времен.
«Мы сейчас сосредотачиваем внимание на микроволновых устройствах высокой мощности, – сказал Гриффин. – В то же время, мы вынуждены отложить работу над пучковым оружием на нейтральных частицах на неопределенное время. Причина заключается в том, что для завершения этих исследований необходимо слишком много времени».
Комментарий Гриффина указывает на то, что Министерство обороны сужает спектр разработок в области энергетических вооружений направленного действия. Однако, еще в марте нынешнего года Пентагон решительно поддержал продолжение работ по созданию оружия космического базирования, использующего пучок нейтральных частиц. Этот проект продолжается с восьмидесятых годов.
«Пучковое оружие на нейтральных частицах – это военная технология космического базирования, которая способна обеспечить прорыв в области стратегической и региональной противоракетной обороны. Агентство по противоракетной обороне спроектирует, разработает и проведет демонстрацию возможностей подсистемы ускорителя первой ступени», – гласит план работ отдела исследований и оценки разработок агентства на 2020 год.
Пентагон запланировал расходы на разработку пучкового оружия на следующий финансовый год в размере 34 миллионов долларов и 380 миллионов в течение последующих четырех лет. Финансирование должно было использоваться для проведения полномасштабного системного проектирования этой технологии. Согласно тексту обоснования проекта на 2020 финансовый год, идея состоит в том, чтобы использовать пучок нейтральных частиц для бомбардировки атакующих целей импульсом энергии, достаточным для их разрушения, выведения из строя или уничтожения.
Однако, по словам Гриффина, он предпочитает переключить инвестиции на системы лазерного оружия, которые могут быть развернуты уже в ближайшее время, с тем, чтобы разработчики могли сосредоточить усилия на их усовершенствовании.
«Мы концентрируемся на краткосрочных проектах в области энергетического оружия направленного действия, особенно на лазерах большей мощности, по сравнению с теми, которые имеются в настоящее время», – сказал Гриффин.
Так, например, согласно комментариям, сделанным в марте вице-адмиралом Роном Боксаллом на ежегодном совещании Центра стратегических и бюджетных оценок по лазерным вооружениям, в 2021 году ВМС США планируют установить на эсминце Flight IIA класса «Арли Берк», дислоцированном у западного побережья США высокоэнергетическую лазерную пушку и интегрированное лазерное устройство ослепляющего действия с системой слежения HELIOS.
Пентагон, по словам Гриффина, ищет возможности для ускорения развития систем лазерного оружия. Современные технологии позволяют создавать установки мощностью в десятки киловатт, в то время как для выполнения реальных боевых задач этот показатель должен быть, по меньшей мере, в десять раз больше.
«Я думаю, что ключевое направление – это мое личное мнение, к которому я пришел после трех десятилетий участия в разработках лазерного оружия – заключается в том, чтобы создавать реальные системы и устанавливать их на действующие оружейные платформы, чтобы видеть, на что они способны и как они функционируют на практике, – сказал Гриффин. – Нам нужно лучше понять, насколько высока реальная поражающая способность таких систем. Кроме того, необходимо разобраться с такими проблемами как контроль нагрева. И, наконец, нужно найти способы увеличить мощность этих вооружений».
Программа HELIOS является частью более масштабной стратегии развития лазерного оружия ВМС США, которая будет давать практические результаты, необходимые для дальнейших исследований. Эта обратная связь должна привести, в конечном итоге, к созданию более мощных и совершенных систем.
Сигналы Пентагона о переключении основных усилий на лазерные вооружения, по всей видимости, восприняты оборонной индустрией. Спрос на такое оружие был одним из аргументов, приведенных официальными представителями компаний Raytheon и United Technologies при объяснении причин планируемой сделки по их объединению.
Если акционеры и федеральные регулирующие органы одобрят покупку компании Raytheon финансово-промышленной группой United Technologies, денежные потоки от объединенных операций будут стимулировать более активную разработку лазерного оружия, заявили руководители обеих фирм во время встречи с аналитиками по итогам второго квартала, которая состоялась в июле.
Читайте также
Последние новости