Специально для mixstuff – Светлана Бодрик
«Несмотря на то, что она выглядит старой, в действительности она молода», Утагава Куниёси 1847 – 1848
На первый взгляд картина выглядит совершенно невинно: превосходный портрет женщины 19-го века, которая пьет чай из чашки. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что рисунок состоит из переплетающихся совокупляющихся тел. Добро пожаловать в увлекательный мир старой японской эротики. Этот жанр, известный как «сюнга», процветал в средневековой Японии периода Эдо (1600–1800-е годы), и воплощал эротическую фантазию автора.
Произведения искусства изобиловали сценами разнообразных сексуальных удовольствий. На гравюрах можно было увидеть, как занимаются любовью гетеросексуалы и гомосексуалы, также сюнга нередко использовала сатирические подтексты политического содержания, изображала сексуальные скандалы при императорском дворе и могла иметь шутливое содержание. Главным для сюнги было показать, что секс и удовольствие достойны быть изображенными открыто в деталях.
Мужчина и женщина, занимающиеся любовью (художник Янагава Сигэнобу)
«Сюнга» буквально переводится как «изображение весны». «Сюнга» была общим термином для японской эротики, которая, как мы увидим, может превращаться из довольно заурядной в совершенно безумную в мгновение ока. Историки считают, что этот жанр возник еще в период Хейан (794 – 1192 гг. н.э.), но именно на заре гравюры в эпоху Эдо были созданы художественные работы, которые пользовались успехом у богатых и бедных.
Большая волна в Канагаве (ок. 1829-1833) художник Кацусика Хокусай
Даже если вы никогда не слышали о периоде Эдо, вы, вероятно, видели одну из самых знаковых гравюр на дереве, относящуюся к этому периоду и написанную Кацусикой Хокусай. А теперь посмотрите еще на одну знаменитую работу великого Хокусая, на этот раз в жанре сюнги. Совершенно безумная эротика. Удивлены?
Мечта жены рыбака (автор Хокусай, 1814)
Вначале сунга была доступна только для верхушек общества, но, когда появилась возможность делать дешевые копии с гравюр, этот жанр поразил и захватил своей раскрепощенностью и другие слои общества. Что-то было в этом искусстве, что находило отклик в душе каждого – будь то изысканная любовь или буйная фантазия. В сюнге каждый находил что-то привлекательное для себя.
«Змеевидный фаллос с жабой и улиткой» (c.1836)
«Лицо влагалища» (ок. 1870) из серии «Оварай (громкий смех)» Каванабэ Кёсай.
Зачастую сюнга находила способы пересказывать древние мифы и пародировать текущие события. Болтливые политики, надменные куртизанки, легендарные морские монстры и боги — все они нашли свое отражение в этом жанре, особенно благодаря таланту художника Утагавы Куниёси, одного из последних великих творцов жанра укиё-э. Его коллекция цветных гравюр 1836 года «Призрачные истории: Ночное шествие сотен демонов» изобиловала непостижимыми демонами, изображенными в форме гениталий.
«Шуншоку хацунэ но умэ» Утагава Кунисада, 1842.
Сюнга использовалась даже для военной пропаганды, изображая враждующих «партнеров»
Японский агитационный плакат времен русско-японской войны.
С развитием искусства фотографии интерес к жанру сюнга начал угасать. Усиление западных влияний в 20-м веке вызвало также волну гетеронормативности и сюнгу стали рассматривать как непристойные картинки с изображением постельных сцен. Тем не менее, роль и наследие сюнги в эротике нельзя недооценивать. Такие писатели, как Генри Миллер, Анаис Нин и Д. Г. Лоуренс почерпнули многое из жанра сюнги для своих эротических романов. Не надо думать, что сюнга имела лишь развлекательное значение, она также выполняла образовательную функцию для молодых пар, она помогала открыто говорить о сексуальности.
Читайте также
Последние новости