Встреча на прошлой неделе между российским вице-премьером Александром Новаком и саудовским министром энергетики принцем Абдулазизом ибн Салманом, посвященная углублению сотрудничества двух стран в энергетическом секторе и других областях, ознаменовала собой ключевую точку в непрекращающихся попытках Москвы внести решительный раскол между королевством и его давним союзником, Соединенными Штатами. Эта стратегия полностью отвечает конечному намерению России и Китая нейтрализовать американское влияние на Ближнем Востоке, что, в свою очередь, является главным пунктом в планах России по укреплению своего влияния над Европой, конечная цель которого – развал НАТО.
Она также согласуется с планами Китая по продвижению своего долгосрочного проекта «Один пояс, один путь», который призван позволить ему заменить США в качестве сверхдержавы №1 в мире. Причиной этого кардинального изменения в геополитических альянсах стал провал ценовой войны на нефтяном рынке в 2014-2016 гг., которую Саудовская Аравия развязала с целью разрушить, или по меньшей мере надолго вывести из строя зарождавшуюся в тот момент сланцевую индустрию США. Для Эр-Рияда было очевидно, что ее рост в конечном итоге приведет к ослаблению влияния Саудовской Аравии в мире и на Ближнем Востоке. Короче говоря, у саудовцев не было иного выбора, и они попытались уничтожить конкурента, но проиграли и заплатили ужасную цену.
Результатами поражения в ценовой войне 2014-2016 гг. стало не только ослабление экономики королевства, но и потеря доверия к ОПЕК как к главной силе на мировых рынках нефти. И тогда, в конце 2016 года, вполне осознавая открывающиеся экономические и геополитические возможности, Россия согласилась поддержать сделку ОПЕК по сокращению добычи, вступив в ассоциацию, которая с тех пор называется ОПЕК+.
С тех пор Россия использует свое положение ключевого игрока в альянсе ОПЕК+, чтобы делать то, что она умеет лучше всего: создавать очаги хаоса, а затем предлагать решения для расширения собственного влияния. На Ближнем Востоке эта стратегия использовалась практически во всех странах шиитского полумесяца, но кроме того она систематически подрывала фундамент давнего американо-саудовского альянса, основа которого была сформулирована 14 февраля 1945 года президентом США Франклином Д.Рузвельтом и королем Абдулазизом. Соглашение состояло в следующем: США будут получать необходимые им поставки нефти, а в обмен они будут гарантировать безопасность правящего дома аль-Саудов и Саудовской Аравии в целом. Однако, к концу ценовой войны на рынке нефти это первоначальное соглашение было несколько изменено. Это изменение отразило недовольство США в связи с попытками Саудовской Аравии помешать развитию сланцевого сектора. Оно предусматривало, что Эр-Рияд не будет предпринимать никаких действий, способных навредить американской сланцевой индустрии.
Россия увидела в этом дополнении редкую возможность окончательно отколоть Саудовскую Аравию от США, и с тех пор она делает для этого все возможное, в последнее время при содействии Китая. В конце июня 2020 года между Эр-Риядом и Москвой обсуждалась сделка, закладывающая основы для гораздо более тесного сотрудничества. Теоретически это выглядело как небольшое расширение соглашений ОПЕК+, которые действовали между ними с 2016 года, но оно также включало дополнения, основанные на результатах визитов короля Салмана в Москву в 2017 году и наследного принца Мухаммеда ибн-Салмана в 2019 году. В ходе этих и многих последующих встреч между официальными лицами двух стран было заключено несколько масштабных сделок, причем не только в нефтяном секторе.
Среди конкретных сделок, объявленных в то время, был контракт об инвестициях на сумму 150 миллионов долларов в российскую буровую компанию «Евразия», а также соглашение на 1,1 миллиарда долларов с нефтехимической компанией «Сибур» о строительстве завода в Саудовской Аравии. Министр энергетики России Александр Новак отмечал в то время, что компания «Новатэк» ведет переговоры с саудовскими инвесторами об их участии в проекте «Арктик СПГ-2», второй очереди завода на полуострове Ямал стоимостью 27 миллиардов долларов. В то же время было принято решение о создании совместного фонда в размере миллиарда долларов для инвестирования в российские технологические компании. В том же ключе российские государственные нефтегазовые компании «Роснефть» и «Газпром» вступили в переговоры с саудовским партнером Aramco о проведении скоординированных операций и создании совместного научно-технического центра.
Однако, в ходе этих встреч были обсуждены и в принципе согласованы два момента, которые представляют особую важность с точки зрения США. Во-первых, Эр-Рияд отказался от своего требования об отстранении от власти сирийского президента Башара аль-Асада, а во-вторых, Саудовская Аравия подписала меморандум о взаимопонимании по поводу закупки у России системы ПВО С-400. Эти два события недвусмысленно указывают на то, что Россия еще с 2016 года стремится вырвать Саудовскую Аравию из сферы американского влияния и вынудить ее пойти на сближение с ней и, соответственно, с Китаем.
К моменту визита Мухаммеда ибн Салмана в Москву в 2019 году, переговорные позиции России еще более укрепились. Во-первых, финансовое положение Саудовской Аравии продолжало ухудшаться, учитывая, что ее тогдашний уровень безубыточности (84 доллара за баррель нефти Brent) был значительно выше спотовой цены на мировом рынке. Кроме того, любая попытка повысить эту цену фактически пресекалась США. В одном из своих твитов президент Трамп написал: «Король Салман не продержался бы у власти и двух недель без поддержки американских военных». Во-вторых, уязвимость Эр-Рияда в сфере безопасности была продемонстрирована 14 сентября 2019 года ракетными атаками поддерживаемых Ираном хуситов, направленными против двух ключевых нефтяных объектов страны: крупного нефтеперерабатывающего завода в Абкайке на востоке страны, а также нефтяного месторождения Хураис.
После этого отношения между Саудовской Аравией и США снова ухудшились, когда королевство нарушило дополнительный пункт соглашения, запрещающий ему любые действия против сланцевого сектора США, развязав новую краткосрочную ценовую войну в 2020 году. С этого момента ускорилось сближение Саудовской Аравии с Россией и ее общий геополитический дрейф на восток.
Читайте также
Последние новости