Уроки физкультуры, призванные вроде бы добавить здоровья молодому поколению, в последнее время вызывают тревогу у взрослых. И есть от чего. Недавно министр образования и науки Ольга Васильева поделилась и вовсе пугающей статистикой. В прошлом учебном году, сказала она на заседании в Совете Федерации, на уроках физкультуры погибли 211 российских школьников. Фактически в нашей стране каждый учебный день погибает ребенок на уроке физкультуры.
Несчастный случай на уроке
В самом начале учебного года СМИ сообщили о смерти восьмиклассника из Ульяновской области. Оказалось, что мальчик страдал заболеванием сердца. Двенадцатилетняя девочка в Белгороде умерла во время забега. В Приморском крае также во время пробежки девятилетний мальчик упал и потерял сознание. Погиб ребенок в Красноярском крае: упал без чувств на разминке.
Множатся и случаи получения травм на уроках физкультуры. Недавно в Сургуте, как сообщили СМИ, на двух девятиклассниц упала створка окна на уроке сухого плавания. Школьницы были госпитализированы с подозрением на сотрясение головного мозга.
Или другой случай, произошедший в сентябре в Оренбургской области. Там одиннадцатилетняя школьница получила тяжелые травмы на уроке физкультуры, который проходил на школьном дворе. На девочку упала ветка дерева, ребенка пришлось госпитализировать. А в конце прошлого учебного года на уроке физкультуры в одной из школ Нижнего Новгорода первоклассница сломала позвоночник. Девочка по заданию учителя сдавала нормы ГТО и подтягивалась на ржавом турнике. Самое страшное в этой истории то, что после ее падения на крики первоклассницы учителя не обращали внимания в течение двух часов, пока в школу не прибежала мама и не отнесла на руках дочь в ближайшую больницу.
На форумах родители активно обсуждают несчастные случаи на уроках физкультуры: «Сын сломал палец правой руки на физкультуре. Прыгали в длину. На голом полу. Я, конечно, не специалист, но, насколько себя помню, мы прыгали в длину на улице в песок или на матах. Можно ли прыгать в длину на голом полу?
В учебнике по физкультуре прочитала, что «прыжки в длину выполняются в яму, наполненную песком». Хотела поговорить с учителем, но пока не получилось…».
Родители рассказывают, что падают плохо закрепленные ворота на спортивных площадках, как, чтобы не прослыть слабаком, неподготовленные дети бегут кросс и порой теряют сознание.
Почему это происходит? Как сделать уроки физкультуры, включенные по инициативе Президента РФ Владимира Путина в число основных учебных предметов в школе, безопасными и полезными для здоровья? Об этом шел разговор в Общественной палате России (ОП).
Председатель комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Ирина Винер-Усманова
инициировала общественное обсуждение «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации». Документ был разработан рабочей группой при Минобрнауки и должен быть принят до конца года.
Нужна перезагрузка
Что предполагает многостраничный документ? Во-первых, сохранение не менее трех уроков физкультуры в неделю. Во-вторых, обновление оборудования и инвентаря в учебных заведениях. В-третьих, повышение кадрового потенциала.
Как говорили участники обсуждения, порой учителя физкультуры умудряются проводить полноценные уроки физкультуры в школах, где нет даже залов для их проведения. В то же время довольно много примеров низкой квалификации физруков.
- Детей не учат технике бега, приседаний и наклонов. Не зная нюансов, человек может получить травму, просто побежав за трамваем, – заметила завкафедрой теории и методики гимнастики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья Раиса Терехина.
Вместе с тем она обратилась к родителям с просьбой не злоупотреб-лять медицинскими справками, освобождающими детей от занятий физкультурой. Школьникам необходимо движение, оздоровительные занятия под руководством опытных педагогов. Тем более что статистика предоставляет не слишком оптимистичную картину. Как было сказано на слушаниях, две трети российских детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, половина школьников страдает отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, а у трети выявлены нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В то же время нельзя не отметить, что причиной большинства трагедий на уроках физкультуры становится не слабое здоровье школьников или сверхнагрузки на уроке, а халатность при установке спортивного инвентаря.
Как считает член Общественной палаты РФ Елена Истягина-Елисеева, пока школьники будут заниматься в залах с устаревшим и попросту ветхим оборудованием, до тех пор будут происходить несчастные случаи.
- Я убеждена, что региональные бюджеты необходимо пересмотреть, и проблемы материально-технического обеспечения школ должны быть решены, – сказала она.
Кроме того, по мнению участников обсуждения, школьный предмет «Физическая культура» должен быть стандартизирован, а нормативы и методики – научно обоснованы. Участники слушаний предложили создать Всероссийскую ассоциацию учителей физической культуры, которая взяла бы на себя функцию контроля над реализацией Концепции на региональном уровне.
Пришло время модернизировать уроки физкультуры в школьном расписании, считают они. «Нужна перезагрузка», – говорят общественники.
Читайте также
Последние новости