После завершения холодной войны ни одна страна (за исключением, может быть, лишь Северной Кореи) не желала оспорить главенство Америки столь же сильно, как Иран. На территориях от Среднего Востока до Центральной Азии и Латинской Америки Тегеран никогда не упускал возможности повраждовать с США и ограничить их влияние.
Это рискованная стратегия. Америка окружила Иран военными базами, а военный бюджет США в последние годы в два раза превышает ВВП Ирана. В случае конфликта у иранской армии нет шансов на победу над американскими войсками.
Для баланса Иран создал основанную на устрашении военную доктрину, у которой есть три главных элемента: внушительный и дорогостоящий запас баллистических ракет, асимметричная война на море (угроза перекрыть Ормузский пролив) и связь с негосударственными вооружёнными группами. Доктрина предусматривает использование различного вооружения, но наиболее важное значение имеют следующие пять факторов.
Самый мощное средство в рамках военной доктрины Ирана – это внушительный арсенал баллистических ракет. Из них наиболее известны ракеты Shahab («Метеор»), созданные на основе северокорейских разработок.
Впрочем, опасаться следует ракет Sejjil-1 и её преемниц Sejjil-2. Иран провёл испытания двухступенчатой ракеты Sejjil-1 средней дальности системы «земля–земля» в 2008 году. В отличие от Shahab, ракета Sejjil-1 твёрдотопливная, что сокращает время запуска, увеличивая мобильность.
Выступая перед Конгрессом в ноябре 2009 года, министр обороны США Роберт Гейтс отметил, что «дальность ракеты [Sejjil] оценивается в 2-2,5 тысячи километров». Это соответствует информации иранских представителей, среди которых министр обороны Ирана бригадный генерал Мостафа Мохаммад. Обладая подобной дальностью, Sejjil-1 может доставить боезаряд массой в 750 килограммов в Израиль и даже в некоторые страны Юго-Восточной Европы. Бытует мнение, что боезаряд когда-нибудь станет ядерным.
Ракета Sejjil-2 впервые прошла испытания в 2009 году. Global Security сообщает: «Sejjil-2 преодолела расстояние в 2510 километров, при этом масса боезаряда составила 650 килограммов. Ракета также способна преодолеть 2000 километров при массе боезаряда в 1000 килограммов». Главное отличие Sejjil-2 – это точность, с которой у иранских ракет всегда были проблемы. Представители Министерства обороны Ирана рассказали, что ракета Sejjil-2 «оснащена новой системой навигации, а также более чувствительными и сложными датчиками».
Возможно, самая серьёзная угроза со стороны Ирана – это способность сорвать нефтяные поставки, перекрыв Ормузский пролив, через который проходит около 20 процентов мировой нефти перед тем, как попасть на рынок. По некоторым оценкам, с 1976 года Америка потратила на охрану Ормузского пролива 8 триллионов долларов.
Если Иран решит перекрыть Ормузский пролив, то подводные лодки в этом ему очень помогут. Аналитики американского Института по изучению войны (ISW) полагают: «В замкнутых и мелких водах Персидского залива субмарины представляют угрозу для надводных кораблей, которые пользуются тесными морскими путями сообщения». Теснота этих путей вынуждает военные и грузовые корабли следовать одним и тем же маршрутом, и они превращаются в лёгкую добычу для подводных лодок.
У Ирана есть несколько субмарин различных классов, но в любом конфликте наиболее эффективны малые подлодки класса Ghadir с водоизмещением в 150 тонн. Эти субмарины представляют собой модифицированные южнокорейские подлодки классов Yugo и Sango. Благодаря малым габаритам и низкому уровню шумности их крайне сложно обнаружить и выследить. Каждая субмарина оснащена 533-мм торпедными аппаратами. Подлодки класса Ghadir способны минировать воды и, как утверждают иранские источники, могут использоваться для транспортировки оборудования и сил специального назначения на территорию противника.
Высоким качеством подлодки не отличаются, но, что характерно для иранских ВМС, всё дело в количестве. У Ирана есть как минимум 20 субмарин класса Ghadir и несколько подлодок других классов. Количество субмарин влияет на то, как Иран будет использовать подлодки Ghadir в каком-либо конфликте. Аналитик ISW Крис Хармер в 2013 году сказал: «Самая тихая субмарина – та, которая затаилась на песчаном дне. Иранцы будут использовать субмарины Ghadir следующим образом: подлодка покинет порт, погрузится в воды Персидского залива, заляжет на песчаное дно и будет ждать, пока цель сама к ней придёт».
Ещё одна составляющая иранской асимметричной войны на море – это противокорабельная баллистическая ракета (ПКБР) Khalij-e Fars («Персидский залив»).
Получившая в Иране прозвище «убийца авианосцев» твёрдотопливная сверхзвуковая ракета Khalij-e Fars обладает дальностью в 300 километров, а масса боезаряда составляет 650 килограммов. Она создана на основе твёрдотопливной одноступенчатой ракеты Fateh-110 системы «земля–земля», первый тестовый запуск которой в Иране прошёл в 2002 году (в свою очередь, Fateh-100 построена на базе китайской DF-11A).
Иранские СМИ назвали Khalij-e Fars «наиважнейшей передовой ракетой ВМФ Корпуса стражей исламской революции (КСИР)» и сообщили: «Главная особенность ракеты – её траектория и сверхзвуковая скорость. Большинство других ракет перемещаются на дозвуковых скоростях в крейсерском режиме, а “Персидский залив” после запуска движется вертикально, летит на сверхзвуковой скорости, определят цель с помощью программы, фокусируется на объекте и наносит удар».
Испытания Khalij-e Fars впервые прошли в 2011 году. Представители Ирана говорят, что в ходе второй серии испытаний в июле 2012 года ПКБР уничтожила движущееся судно с точностью в 30 метров. Год спустя командующий ВКС КСИР бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде заявил, что Иран увеличил точность ракеты с 30 до 8,5 метра.
В достоверности этой информации многие эксперты сомневаются. Когда появились эти данные, аналитик ISW Крис Хармер отметил: «Информации о характеристиках иранских ракет нет в открытых источниках. Это касается баллистических, крылатых, противокорабельных ракет и разновидностей баллистических крылатых ракет».
На «убийцу авианосцев» у Ирана более определённые планы. Журналисты близкого КСИР Fars News Agency заявили, что ракета «создана для уничтожения целей и сил противника на море». Заместитель министра обороны Ирана генерал Маджид Бокей радостно сообщал, что «американский флот в Персидском заливе отступил после первых испытаний ракеты».
Решение отправить подразделения КСИР в Ливан в начале 1980-х, чтобы помочь организовать сопротивление израильской оккупации, граничило с революционным фанатизмом. Иран традиционно оказывал влияние на Ливан, а также стране пришлось сражаться с Ираком, где к власти пришёл Саддам Хусейн. Кроме того, в Иране ощущались последствия революции 1979 года.
В ретроспективе решение проникнуть в Ливан гениально с точки зрения стратегии, а Хезболла для Ирана стала настоящим подарком. Время и Хезболла – универсальное и самое эффективное «оружие войны» в иранском арсенале. И ему нет равных.
Зачастую Иран использовал Хезболлу для проведения терактов наподобие атаки на Аргентинский еврейский культурный центр в Буэнос-Айресе, в результате которой 85 человек погибло, а многие пострадали. Хезболла представляет интерес для Ирана благодаря широте своих возможностей. Элитное иранское подразделение силы «Кудс» преимущественно проводит карательные операции за пределами Среднего Востока, в то время как для Хезболлы подобных ограничений не существует. К примеру, в начале 2012 года силы «Кудс» предприняли попытку атаковать израильские объекты в таких странах как Индия, Грузия, Таиланд и Кения в отместку за убийства иранских учёных, к которым, как предполагается, причастен Иерусалим. В каждом случае иранское спецподразделение действовало неумело (попытка убийства посла Саудовской Аравии в США обернулась полнейшим крахом). После череды неудач Тегеран обратился к Хезболле, и её людям удалось атаковать израильских туристов в Болгарии.
Универсальность Хезболлы для Ирана одними терактами не ограничивается. После вторжения американских войск в Ирак в 2003 году Иран использовал Хезболлу для обучения вооружённых групп иракских шиитов. Также сообщалось, что силы Хезболлы помогали обучать повстанцев-хуситов в Йемене, захвативших большую часть столичного города Сана. Хезболла проявила себя, поддерживая режим Башара Асада в Сирии с 2011 года, её помощь была бесценна.
Россия поставила Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300.
Это невыгодный для Америки и её союзников сценарий. Вашингтон выступал за то, чтобы Москва отказалась от продажи Тегерану систем ПВО, а в 2010 году Россия отменила запланированные поставки С-300 в Иран. Администрация Обамы неоднократно заявляла, что отмена сделки говорит об эффективности политики в отношении Ирана.
Тому были основания, так как срыв поставок систем в Иран для Америки стал бы победой. Зенитно-ракетные комплексы С-300 – это мощная система с ракетами «земля–воздух», которая появилась в СССР в 1979 году, но с тех пор активно дорабатывалась. По данным журналистов BBC, приобретённые Ираном комплексы С-300ПМУ-2 состоят из 6 ЗРК, командного пункта системы управления и радиолокаторов.
Каждый ЗРК оснащён 6 российскими ракетами 48Н6Е дальностью до 150 километров, которые способны поразить цель в диапазоне высот 27-30 километров. Средства разведки могут обнаружить цель на расстоянии в 300 километров. ЗРК С-300 способен одновременно следить за 6 целями и управлять 12 ракетами.
Иран может использовать С-300 для охраны стратегически важных объектов или установить комплексы вдоль побережья для ограничения и воспрещения доступа и манёвра в ходе войны с Америкой.
Читайте также
Последние новости