Следующая новость
Предыдущая новость

Опрос показывает, что российские элиты обеспокоены преимущественно внутренними проблемами в стране

18.08.2020 16:27
Опрос показывает, что российские элиты обеспокоены преимущественно внутренними проблемами в стране

Новые данные опроса среди российских элит (SRE), проведенного американским Гамильтон-колледжем, свидетельствуют о том, что американо-российские отношения в ближайшее время не улучшатся, во всяком случае, в той мере, в какой это зависит от внешнеполитических настроений высокопоставленных россиян.

Собранные в период с февраля по март 2020 года, данные опроса показывают, что хотя доля российских элит, воспринимающих Соединенные Штаты как источник угрозы, значительно снизились по сравнению с 2016 годом, респонденты продемонстрировали рост обеспокоенности как наращиванием военной мощи США, так и возможностью информационной войны, исходящей от Запада. Кроме того, они более благосклонно, чем прежде, относятся к отправке российских войск за границу для помощи иностранным государствам и обеспечения безопасности союзников России.

Опрос SRE является единственным источником данных периодического перекрестного опроса российских элит, и как таковой он представляет собой уникальный ресурс для научного и политического сообществ. Восьмой раунд в серии, начавшейся в 1993 году, опрос 2020 года состоит из 245 интервью, проведенных в феврале-марте с высокопоставленными фигурами, работающими в российской федеральной системе управления, парламенте, военных и силовых структурах, академических научно-исследовательских институтах и средствах массовой информации. В ходе каждого из раундов опроса было проинтервьюировано от 180 до 230 человек. Руководителем исследования является адьюнкт-профессор Гамильтон-колледжа Шэрон Вернинг Ривера.

«Полученные данные также указывают на некоторые важные различия между внешнеполитическими подходами представителей элит и их взглядами на внутреннюю политику, – заявляет Ривера. – Эпоха Путина характеризуется все более закрытой политической системой, усилением контроля Кремля над крупными средствами массовой информации и явным преобладанием сигналов о необходимости формирования многополярного мира, в рамках которого можно было бы сдерживать западную мощь и агрессию. Все эти условия благоприятствуют работе механизма «целеуказания», суть которого в том, что высокопоставленные лица внимательно считывают сигналы Кремля и проводят политику, которая отражает планы высшего руководства страны. Можно утверждать, что наши данные свидетельствуют о возможном влиянии этого механизма на нескольких внешнеполитических аренах, таких как Сирия и Китай. Однако, эти эффекты почти не проявляются в отношении ряда важнейших внутренних проблем – элиты не разделяют озабоченности Кремля по поводу изоляции страны от иностранного вмешательства».

Есть еще один аспект, по которому взгляды представителей элит на внешнюю и внутреннюю политику расходятся. В то время как внешнеполитические вопросы серьезно волнуют респондентов, главным приоритетом для них, безусловно, является необходимость решения внутренних проблем России. Обеспокоенность по поводу неспособности России решать свои внутренние проблемы заметно возросла за последние четыре года. Семьдесят процентов опрошенных считают, что она уже является или приближается к состоянию, когда будет представлять «чрезвычайную угрозу» для безопасности России. С этой проблемой соперничают по остроте лишь опасения по поводу дальнейшего роста присутствия НАТО в странах «ближнего зарубежья».

«Оценки экономического прогресса, достигнутого за последние двадцать лет, особенно неоднозначны. В то же время, респонденты не выказали особого желания возвращаться к советским политическим институтам, несмотря на то, что поддержка государственного контроля над тяжелой индустрией по-прежнему преобладает», – говорит Ривера.

Наконец, опрос 2020 года выявил сохранение тенденций, обнаруженных в ходе предыдущих раундов SRE. Например, ранжирование желательных для России международных партнерств остается стабильным на протяжении восьми лет. Наиболее предпочтительным вариантом остается Европейский Союз, за которым вплотную следует Китай. Кроме того, полученные данные подтвердили, что поддержка идеи объединения России и Украины последовательно снижается с 1995 года, и сейчас этот показатель находится на рекордно низком уровне.

Источник

Последние новости