Государственный Совет Китая 26 января опубликовал официальный документ, в котором излагается политика Пекина в Арктике, а также определяются формы участия Китая в развитии ситуации в этой все более важной части мира, как в стратегическом, так и в экономическом отношении.
Подпись к изображению: Газовая вышка с поселке Сабетта на полуострове Ямал за полярным кругом
Основное внимание в этом беспрецедентном для Китая документе, посвященном арктической стратегии страны, уделяется тому, как изменение климата и таяние арктических льдов открывает новые торговые маршруты и порождает многочисленные вопросы, связанные с экономическим развитием, исследованиями и охраной окружающей среды.
Некоторые аналитики критически восприняли новую инициативу, заявив, что Китай выступает с какими-то экономическими претензиями на регион, хотя он не относится к числу прибрежных государств. Другие наблюдатели утверждают, что Пекин стремится привязать арктические страны к своим планам в области добычи ресурсов и нефтегазовым интересам.
Впрочем, Рокфорд Вайц, практикующий профессор, который руководит программой морских исследований в школе Флетчера при Университете Тафтса в Медфорде, штат Массачусетс, утверждает, что цели, изложенные в новой арктической политике Китая, «во многом согласуются» с прежними позициями Пекина в отношении арктических проблем и не представляют собой угрозы для стран региона, во всяком случае, в настоящее время.
«Это скорее оборонительная, чем наступательная стратегия», – заявил эксперт по арктическим проблемам в интервью корреспонденту Asia Times, отметив, что документ является «стратегически разумным» шагом для Китая и отражает реалии жизни в многополярном мире.
Вайц утверждает, что китайцы главным образом заинтересованы в диверсификации своих источников энергии и использовании тех колоссальных запасов газа, нефти, минеральных ресурсов и рыбы, которые открываются благодаря отступлению кромки льдов в Северном Ледовитом океане. Среди других плюсов он называет контракты для китайских строительных компаний и трудоустройство для китайских рабочих. «Китай строит нефтяные вышки и большие подъемные краны, которые могут быть использованы для строительных работ в Арктике.
Американский специалист также предсказывает, что китайские суверенные инвестиционные фонды вскоре начнут инвестировать в целый ряд инфраструктурных проектов в Арктике, в рамках полярного компонента всеобъемлющей инициативы Пекина «Один пояс, один путь» (ОПОП). «Арктика – новейший развивающийся рынок», – говорит Вайц, отмечая, что Китай стремится в максимальной степени воспользоваться представляющимися возможностями.
Упомянутый официальный документ признает необходимость защиты экологического равновесия в Арктике, особенно в связи с будущей разведкой и добычей нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Пекин также хочет поддерживать сотрудничество с арктическими государствами в развитии ветровых, геотермальных и других экологически чистых возобновляемых источников энергии. Некоторые проекты в этом направлении уже осуществляются в России.
Отдельно следует подчеркнуть, что в документе уделяется внимание правам коренных народов Арктики. Авторы арктической стратегии отмечают, что Китай будет «уважать разнообразную культуру и исторические традиции коренных народов», ссылаясь на историю инуитов в Канаде, алеутов в России, саамов в Скандинавии и других этнических групп.
Вайц также добавляет, что Пекин в последнее время укрепляет свой дипломатический корпус в Дании, которой принадлежит право административного управления Гренландией, а также в Норвегии, Исландии и других северных странах. Кроме того, представители Китая активно участвуют во всех международных конференциях, связанных с Арктикой.
Китай в 2013 году стал аккредитованным наблюдателем в Арктическом совете. В прошлом году китайский гражданский ледокол завершил первое кругосветное путешествие через Арктику. Кроме того, Пекин организует множество научных экспедиций в этом регионе.
В целом позитивный взгляд Вайца на арктическую политику Китая разделяют и многие другие эксперты. Так, норвежское издание Independent Barents Observer в статье от 30 января отметило, что в английском переводе новой китайской стратегии слово «исследование» упоминается 41 раз, слово «сотрудничество» — 46 раз, а слово «климат» — 26 раз. Между тем, слово «нефть» упоминается лишь шесть раз. Россия упоминается дважды, а слово «военный» вообще отсутствует.
Впрочем, старший научный сотрудник Центра военных и стратегических исследований Университета Калгари Роб Хьюберт относится к арктической политике Китая несколько более критично.
Хотя Китай не принадлежит к числу циркумполярных государств, Хьюберт отмечает, что новый документ ясно дает понять, что Пекин намерен активно участвовать в создании правил, которые будут регулировать международные отношения в Арктике. «Что бы ответил Пекин, если бы Канада объявила о своем участии в составлении правил, регулирующих порядок в Южно-Китайском море или на островах Спратли?», – спрашивает он.
Эксперт по Арктике также обеспокоен тем фактом, что в документе не затронуты вопросы региональной безопасности. «Китай явно развивает возможности продвижения все дальше и дальше на север со своими военно-морскими подразделениями», – заявил Хьюберт, добавив, что Китай «заинтересован в изменениях в сфере безопасности в открывающейся Арктике», но почему-то предпочитает хранить молчание по этой проблеме.
Особое внимание в части, касающейся арктических судоходных маршрутов, уделена контейнерным судам, перевозящим грузы меду Азией и Европой. Хотя такая торговля будет масштабной, Вайц отмечает, что главная морская деятельность будет, по всей вероятности, связана с огромными сухогрузами с СПГ и рудой, которые будут курсировать между Россией и Китаем вдоль Северного морского пути.
«Открытие арктических морей предлагает огромные возможности экономии средств для перевозчиков СПГ с использованием северного маршрута, и именно там мы увидим наиболее масштабные инвестиции, – прогнозирует он.
Аналитики отмечают, что если Северный морской путь будет использоваться для сообщения между Северной Европой и Китаем, а также Северо-Восточной Азией, это позволит на 40 процентов сократить протяженность пути, а также с экономить до 20 процентов топлива.
Китайская стратегия отдельно касается принадлежащего Канаде Северо-западного прохода. В ней отмечается, что глобальное потепление сделает северный транзит ключевым маршрутом международной торговли. Пекин обязуется уважать территориальные претензии таких арктических государств как Канада и Соединенные Штаты, однако напоминает, что все «должны соблюдать международные договоры, такие как Устав ООН, Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), а также общее международное право».
Некоторые аналитики обеспокоены тем, что они называют попыткой Китая «провести границу» между уважением суверенитета арктических стран, таких как Канада, и возможностью выигрывать для себя те или иные преимущества в спорах о международном праве.
Они утверждают, что новый документ оставляет неясной позицию Китая в нынешнем правовом споре в отношении Северо-западного прохода. Канада рассматривает этот проход как свою суверенную территорию, в то время как Соединенные Штаты отвергают подобные претензии, заявляя, что он является международным проливом.
«Мы не знаем, как Китай намерен расставить приоритеты между правами арктических государств и нормами международного права. Именно эта двусмысленность в отношении того, что Китай намерен делать в Арктике, вызывает определенное беспокойство», – сказал корреспонденту CBC News профессор квебекского университета Лаваля Фредерик Ласерр.
Вайц отмечает, что крупнейший на планете никелевый рудник, эксплуатируемый компанией «Норникель», расположен за Северным полярным кругом в Сибири, недалеко от города Норильска. По словам Вайца, Китай крайне заинтересован в транспортировке никелевой руды с этого огромного рудника на китайские заводы через Северный морской путь.
Сибирь и другие районы российского Севера также обладают огромными запасами древесины. Вайц отмечает, что реки в этих районах текут в северном направлении, что делает возможным сплав бревен до Северного морского пути, где они могут быть подобраны, загружены на корабли и доставлены в Китай, Японию, Южную Корею или дальше на юг, например, во Вьетнам. «Это колоссальная возможность для России», – сказал он.
Вайц, который является главой делегации США в Ассамблее полярного круга, ежегодном политическом форуме в исландской столице Рейкьявике, считает, что китайская активная политика и инвестиции подталкивают Японию, Южную Корею и другие азиатские страны следовать примеру Пекина. «Это новая история Азиатско-Тихоокеанского региона. Арктика является мощным фактором снижения издержек и диверсификации для всех этих экономик», – добавил он.
Читайте также
Последние новости