Следующая новость
Предыдущая новость

Nikkei Asia: Россия и Китай не могут быть лучшими друзьями вечно

27.12.2021 21:07

Россию часто символически изображают в виде гигантского бурого медведя. Некоторые считают эту страну глубоко настороженной, ни на мгновенье не ослабляющей бдительности по отношению к Соединенным Штатам, странам Европейского Союза, и даже к соседнему Китаю, с которым ее связывают тесные дружественные отношения. Кроме того, образ медведя был бы неполным без такой черты как способность внезапно прибегнуть к насилию в случае угрозы своей безопасности. Нынешний Кризис вокруг Украины укрепляет этот имидж «осажденной крепости».

Согласно сообщениям западных СМИ, российские Вооруженные силы развернули около 100 тысяч военнослужащих в районе границы с Украиной, что породило многочисленные спекуляции по поводу возможного военного вторжения в начале наступающего 2022 года.

Вдобавок к этому, в середине декабря российский президент Владимир Путин обратился с неожиданным посланием к Организации Североатлантического договора, которое некоторые наблюдатели назвали ультиматумом. Он требует, чтобы блок НАТО вывел все свои силы из стран Восточной Европы и отказался от какой-либо военной активности в бывших советских республиках, как в Восточной Европе, так и в Центральной Азии, а также на Кавказе.

Фактически Путин заявляет, что Украина и страны, ранее входившие в состав Советского Союза, должны оставаться зоной влияния России, и что войск и вооружений НАТО там быть не должно.

Крайне маловероятно, что Запад пойдет на уступки, но Путин тоже так просто не сдастся, поскольку инстинкт обеспечения безопасности своих границ и «ближнего зарубежья» глубоко укоренился в российском национальном сознании за многие века тяжелой истории страны.

На протяжении 240 лет, начиная с тринадцатого столетия, Россия находилась под властью монголов. В начале девятнадцатого века в страну вторглись армии Наполеона, а во время Второй мировой войны она выдержала нападение колоссальной военной машины нацистской Германии. В отношении Советского Союза на протяжении многих десятилетий Запад проводил политику сдерживания, что и привело к распаду СССР в 1991 году.

Одержимый советским прошлым, Владимир Путин хочет вернуть бывшие советские республики в сферу влияния России. Проблема состоит в том, что это такое развитие событий имело бы весьма прискорбные последствия для безопасности, как Европы, так и остального мира.

Если украинский кризис будет и далее углубляться, это может затруднить Соединенным Штатам передислокацию своих сил из Европы в Индо-Тихоокеанский регион, что, в свою очередь, наверняка подтолкнет Китай к еще более агрессивным действиям в Тайваньском проливе, а также в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Тревожные признаки такого сценария уже появляются. Так, 29 ноября Министерство обороны Соединенных Штатов опубликовало обзор конфигурации своих военных активов. Этот документ, казалось, разрушил все ожидания, что США пойдут на решительное наращивание военного потенциала в Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы противостоять растущему давлению Китая.

Пентагон предоставил мало деталей, но инсайдеры в Вашингтоне, посвященные в эту проблему, подтверждают, что разворот к Азии пока приостановлен. Отчасти это объясняется тем, что переговоры с Японией по поводу статуса американских войск на территории страны еще не завершены, но прежде всего серьезной перегруппировке сил мешает эскалация напряженности вокруг Украины и Ирана.

Было бы необоснованным утверждать, что Китай и Россия являются соучастниками, как в украинском, так и в тайваньском кризисах. Их взаимное доверие недостаточно глубоко и прочно для подобного совместного маневра.

Тем не менее, китайские и российские военные объединили усилия и провели целый каскад провокационных действий в Азии и Европе. В конце октября десять кораблей военно-морских сил обеих стран прошли через Сангарский пролив и пролив Осуми, почти обогнув весь японский архипелаг. Военные эксперты полагают, что китайские военные специально пригласили своих российских партнеров принять участие в этой совместной операции.

Еще в июле 2017 года корабли китайского военно-морского флота прошли долгий путь до Балтийского моря, чтобы принять участие в совместных учениях, организованных Москвой. В обозримом будущем, по мнению аналитиков, подобных событий будет все больше и больше, поскольку отношения между обеими странами и Соединенными Штатами неуклонно накаляются.

Как же должен реагировать мир? Прежде всего, Соединенные Штаты, Европа и Япония должны показать, что никогда не поддадутся давлению со стороны Пекина и Москвы. Президент США Джо Байден должен решительно придерживаться своей готовности предоставить крупномасштабную военную поддержку Украине, чтобы она могла противостоять запугиванию со стороны России.

Запад должен принимать во внимание, что связи между Китаем и Россией не столь прочны, как кажется. У двух евразийских держав имеется протяженная сухопутная граница, и между ними не раз вспыхивали конфликты, а в 1969 году даже разразилась краткосрочная пограничная война. Их нынешнее партнерство основано не на дружбе и взаимном доверии, а исключительно на общем антагонизме в отношении Соединенных Штатов.

Россию все больше беспокоит тот факт, что Китай обладает значительно более мощной экономикой и постепенно обходит ее по величине военного потенциала. Валовой внутренний продукт Китая примерно в десять раз превышает аналогичный показатель России. Согласно статистическим данным ООН, двусторонняя торговля выросла в период с 2015 по 2020 год на 58 процентов и составила 107 миллиардов долларов. Однако, разрыв между ними с точки зрения глобального экономического присутствия является непреодолимым – общий объем торговли Китая достиг в 2020 году 4,7 триллиона долларов, что в восемь раз больше, чем у России.

Хотя Россия обладает значительно большим ядерным потенциалом по сравнению с Китаем, расходы Пекина на оборону, согласно оценкам экспертов, в три-четыре раза превышают аналогичный показатель России. Если эта тенденция продолжится в будущем, скоро Китай будет иметь превосходство в неядерной военной мощи.

По всей вероятности, Россия в связи с этим чувствует себя некомфортно. Эксперты утверждают, что российские военные постоянно проводят учения и командно-штабные игры, чтобы подготовиться к возможному конфликту с Китаем. Две страны объединяют усилия в противостоянии Соединенным Штатам, но при этом Москва не хотела бы оказаться втянутой в конфликт в Тайваньском проливе, а Китай не желает вмешиваться в украинский кризис.

Высока вероятность того, что столкновение между США и Китаем из-за Тайваня перерастет в полномасштабную войну, в которую Россия окажется втянутой, так или иначе. Путин понимает это и втайне опасается такого сценария.

«Путин выразил свое несогласие с независимостью Тайваня по отношению к Китаю, но он никогда не давал повода считать, что одобряет присоединение с помощью военной силы, – заявил Синдзи Хиодо, директор департамента политических исследований в Национальном институте оборонных исследований Японии. – У России нет никакого желания воевать против Соединенных Штатов в Тайваньском проливе, чтобы поддержать Китай. В случае войны между США и Китаем, Россия будет держаться в стороне от этого конфликта».

Китай и Россия очень нуждаются друг в друге, и было бы большой ошибкой со стороны Соединенных Штатов, Европейского Союза и Японии надеяться, что они сумеют вбить клин между двумя этими державами в ближайшем будущем. Однако Запад должен понять их сложные отношения и найти слабое место в этом стратегическом партнерстве.

Одна из вероятных стратегий могла бы состоять в том, чтобы вводить санкции против незаконных действий России, одновременно поддерживая диалог с Путиным, если он этого хочет. Москва, возможно, способна встревожить Запад, но ей не хватает мощи Китая, чтобы изменить мировой порядок. Наилучшая стратегия – встретиться лицом к лицу и говорить с гигантским медведем, чтобы помешать ему перейти к нападению, и в то же время сосредоточить максимум усилий на противодействии китайской агрессии.

Источник

Последние новости