С точки зрения внешнего мира, второй импичмент Трампа выглядит исключительно как «суд кенгуру», то есть пародия на правосудие или расправа под видом суда. Было бы гораздо лучше, если бы американские законодатели приняли закон о том, что Соединенные Штаты больше никогда не будут устраивать «цветных революций» ни за рубежом, ни у себя дома. США разрушили так много стран, подстрекая их народы к свержению существующих правительств и вынуждая правительства капитулировать, чтобы затем втянуть их в орбиту своего влияния. Можно ли называть это «народными восстаниями»?
Мало того, как сообщается, избранный президент Джо Байден собирается вознаградить одну из самых успешных фигур в продвижении «цветных революций» за рубежом, Викторию Нуланд, назначив ее заместителем госсекретаря по политическим вопросам в своей администрации. В свое время СМИ публиковались фотографии, на которых Нуланд раздавала печенье «повстанцам» в палаточном лагере на киевском Майдане зимой 2013-2014 гг. Кроме того, много шума наделала запись телефонного разговора, где она оскорбительно отзывалась о Европейском Союзе за то, что он препятствовал ее проекту переворота на Украине. Все это, похоже, совершенно не смущает ни Байдена, ни Нэнси Пелоси. Какое возмутительное чиновничье лицемерие!
Нынешний проект вынесения импичмента президенту Дональду Трампу во второй раз на протяжении чуть больше года – это не более чем фарс. Впервые в 231-летней истории Соединенных Штатов президент подвергается импичменту дважды за свой срок правления. То, что произошло в Вашингтоне 6 января, вовсе не было восстанием и попыткой захвата власти. Конечно, за осадой Капитолия стояли американские граждане, но на этом параллели заканчиваются. Они никак не могли узурпировать власть в Америке в прошлую среду. На самом деле, даже имевший место вандализм полностью объясняется неумелыми действиями сотрудников Службы безопасности, развернутых в здании.
Радиостанция BBC опубликовала детальный отчет о том, что говорил Трамп в ходе митинга «Спасите Америку», организованном на площадке перед Белым домом с целью оспорить результаты выборов. Взрывоопасные цитаты звучали следующим образом: «Мы выиграли эти выборы, и мы выиграли их с большим отрывом» / «Мы остановим это воровство» / «Мы никогда не сдадимся. Мы никогда не уступим» / «Если вы не будете бороться изо всех сил, у вас больше не будет страны» / «Мирным и патриотическим путем сделайте так, чтобы ваши голоса были услышаны» / «Мы идем в Капитолий».
Можно ли считать эти высказывания настолько подстрекательскими, чтобы они могли разрушить политическую систему США? Может ли Трамп быть отстранен от должности и лишен права заниматься политической деятельностью за то, что он сказал? BBC попросила высказать свое мнение выдающегося американского ученого-правоведа и профессора права в университете Мэриленд в Балтиморе Гаррета Эппса. Профессор Эппс пришел к выводу: «В конце концов, я полагаю, что это вопрос присяжных».
При наилучшем сценарии, в роли жюри присяжных должен выступить американский народ. С другой стороны, иск может быть отклонен ста представителями Сената США, которые будут заседать в качестве присяжных под председательством главного судьи Верховного Суда. Исход этого процесса станет известен лишь после инаугурации Байдена.
Демократы горячо надеются, что в отличие от предыдущей попытки год назад, когда республиканцы сплотились вокруг Трампа, на этот раз настроения могут измениться, поскольку он уже не находится у власти. Так, в четверг в Палате представителей 10 республиканцев решили поддержать резолюцию об импичменте. Судя по сообщениям, подобные события могут произойти и в ходе процедуры импичмента в Сенате. Издание Axios сообщает, что даже лидер большинства Митч Макконнел намерен оставаться при своем мнении до завершения процесса.
На самом деле суд происходит не над Трампом, а над «трампизмом». Все шансы складываются против Дональда Трампа. Его заставили замолчать могущественные социальные медиа, включая его излюбленный Twitter. Но опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что Трамп по-прежнему пользуется поддержкой значительной части сторонников своей партии. Демократы, которые боятся, что Трамп может восстать как птица Феникс из пепла в 2024 году, надеются нанести нокаутирующий удар, изгнав его из политической жизни Америки и лишив права участвовать в следующих выборах. Именно в этом заключается истинная цель политической игры, устроенной на Капитолийском холме.
Что же произошло с американской исключительностью? В последние годы многие другие западные демократии столкнулись с таким затруднительным положением, когда разочарованная и отчужденная общественность нашла для себя привлекательным головокружительный коктейль из популизма и национализма, который запатентовал Трамп. Это произошло в таких странах как Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Швеция, Финляндия, Эстония, Польша, Венгрия, Словения и Греция. Действительно, следует признать, что национализм стал распространенной особенностью в политическом спектре Европы, и в последние годы имел место бум поддержки избирателями правых и популистских партий, который объясняется возмущением и разочарованием населения политическим истеблишментом. Главной причиной было недовольство размыванием национальной идентичности, экономическими лишениями, ростом социального неравенства и т.д.
Но Европа предпочла ответить на этот вызов, пойдя демократическим путем. Показательный пример – Германия. Ангела Меркель не стала паниковать. И последний социологический опрос, проведенный исследовательским институтом Kantar, свидетельствует о том, что всего за год ультраправая популистская «Альтернатива для Германии» (AfD) опустилась с первой на третью позицию в Восточной Германии, которая является давним бастионом этой партии. В то же время, ультраправые превратились в «новую нормальность», став правящими партиями в таких странах как Австрия, Польша и Венгрия.
В сущности, если у Соединенных Штатов нет возможности пойти европейским путем, то только из-за извращенной демократической системы, в которой политика оторвана от масс населения и осуществляется закрытыми кланами внутри истеблишмента двух партий.
Вот здесь-то и заключается опасность. Где гарантии, что из недр этих кланов, которые фактически руководят политикой в Америке и напрямую взаимодействуют с населением, не возникнет еще один Трамп? Дело в том, что на самом деле база поддержки Трампа до сих пор может служить предметом зависти для любого американского политика. Как-никак, а семьдесят миллионов американцев проголосовали за него в ноябре прошлого года. Эта обширная база поддержки почувствует себя еще более бесправной и даже лишенной избирательного права из-за того, что упомянутые кланы творят сегодня на Капитолийском холме.
Настоящий парадокс состоит в том, что «толпа», осадившая здание Капитолия, состояла в основном из представителей американского среднего класса – мелкой буржуазии или, как писал Карл Маркс «промежуточного класса», в котором интересы двух крупнейших классов капиталистического общества, буржуазии и пролетариата, встречаются и размываются, и который находится между двумя этими классами, как с точки зрения интересов, так и социального положения.
Не следует заблуждаться, этот класс есть в Америке, и он никуда не денется. Поэтому, если постпандемическое восстановление экономики не пойдет самым блестящим образом или будет плохо управляться, его ряды будут расти еще более интенсивно. И это станет настоящим вызовом для Байдена, даже если Пелоси сошлет Трампа в политическую пустыню.
Читайте также
Последние новости