В употреблении в пищу человеческой плоти нет ничего неэтичного или неразумного, утверждают психологи Джаред Пьяца и Нил МакЛатчи из университета Ланкастера, но вполне логичная аргументация в пользу очевидных достоинств людоедства часто «с порога отвергается нашими чувствами отвращения и брезгливости».
Хотя авторы не заходят столь далеко, чтобы прямо рекомендовать людям каннибализм, и заявляют, что «в обозримом будущем нет никакой необходимости преодолевать наше отвращение», они предполагают, что в принципе люди способны справиться со своим негативным отношением к поеданию человечины, если в этом возникнет нужда.
«Многие люди испытывают отвращение ко всем без исключения видам мяса, в то время как гробовщики и хирурги быстро приобретают навыки обращения с трупами и полностью контролируют себя, выполняя подобную работу, – отмечают они. – В настоящее время мы проводим в Англии исследование, касающееся психологических аспектов работы мясников, и они показывают, что люди довольно легко адаптируются к обращению с трупами животных, что обычному человеку показалось бы довольно отвратительным».
Более того, психологическое отторжение, которое вызывает перспектива употребления в пищу человеческой плоти, не является продуктом разума и может даже противоречить рациональной целесообразности, утверждают Пьяца и МакЛатчи.
«Выжившие в знаменитой авиакатастрофе 1972 года в Андах довели себя до крайней степени истощения, прежде чем подчинились собственному разуму и съели тех, кто уже умер», – пишут они.
По словам ученых, самые разные виды животных питаются представителями собственного вида: от головастиков морских моллюсков и австралийских красных пауков до чаек и пеликанов. Более того, каннибализм нередко наблюдается даже у млекопитающих, например, у многих грызунов, а также у медведей, львов и шимпанзе.
И все же люди, судя по всему, твердо придерживаются своих убеждений в том, что антропофагия просто неприемлема, независимо от того, как много условий входит в гипотетический сценарий. Отвращение человека к каннибализму происходит от нашей склонности ассоциировать «личность и плоть», полагают авторы, даже когда плоть, о которой идет речь, уже не принадлежит живому человеку.
Даже если мы смогли бы заставить себя считать каннибализм приемлемым с этической точки зрения, пишут авторы, «нам никогда не удастся заглушить мысли о человеке, которому принадлежала при жизни эта плоть, и поэтому наше предубеждение против употребления ее в пищу сохранится, пишут они. – Мы классифицируем животных в зависимости от того, каким образом мы с ними взаимодействуем. Исследования показывают, что чем больше мы приписываем животным человеческие качества, то есть воспринимаем их такими же, как мы, тем меньше вероятность того, что мы сможем воспринимать их как потенциальную пищу».
Отмечая мимоходом, что «философы утверждают, что захоронение мертвых может быть неразумным расточительством в контексте борьбы с голодом», авторы, в сущности, не предлагают отказаться от древнего табу «прямо сейчас». «Мы так же счастливы, как и вы, что можем продолжать игнорировать доводы разума и руководствоваться «мудрой непоследовательностью», заключают они.
Читайте также
Последние новости