При Владимире Путине Россия стала отходить от своей прежней приверженности концепции атлантизма, в рамках которой она рассматривалась как часть западного мира, стремящаяся воспринять западные ценности и стандарты жизни, но при этом Россию продолжали считать частью всеобъемлющей европейской цивилизация – как представителя ее восточной половины. С геополитической точки зрения это был способ дистанцировать Россию от Соединенных Штатов, исключив ее из общего определения «Запада», но также исключив Соединенные Штаты из европейского пространства, в котором именно Россия, а не Соединенные Штаты, должна играть ведущую роль.
В июне 2008 года новый президент России Дмитрий Медведев предложил разработать новую архитектуру европейской безопасности, утверждая, что «проблемы Европы не будут решены до тех пор, пока не будет обеспечено ее единство, органичная целостность всех ее составных частей, включая Россию». Медведев определил Соединенные Штаты, Европейский Союз и Россию как «три ветви европейской цивилизации».
Но усилия по встраиванию России в новую систему безопасности после холодной войны не принесли результатов. Присоединение Россией Крыма и поддержка сепаратизма на Восточной Украине в 2014 году обострили отношения между членами Европейского Союза и Россией, в то время как предпринимаемые Украиной усилия по интеграции с Западом и дальнейшему разобщению с Россией способствовали появлению ощущения, что будущее России больше связано с южными и восточными векторами ее развития, подальше от Европы.
По окончании холодной войны западные политики исходили из того, что последующие постсоветские поколения будут более дружелюбными по отношению к Западу и склонными поддерживать сближение России и евроатлантического мира.
Однако новые данные опросов 2020 года, проведенных Левада-центром и Фондом Фредриха Эберта, показывают, что молодые граждане России в возрасте от 14 до 29 лет, которые выросли, не зная холодной войны, более подозрительно относятся к Соединенным Штатам и в меньшей степени считают себя европейцами. Оценивая данные опросов, Томас Шаффнер и Анджелина Флад пришли к выводу: «Большая часть российской молодежи не доверяет НАТО — гораздо в большей степени, чем любой другой организации, и не согласна с тем, что Россия является европейской страной». 58 процентов не согласны с утверждением, что Россия является «европейской страной», а 64 процента считают, что их страна находится в конфликте с Западом. Более того, значительное количество — 42 процента — согласились с тем, что отношения между Россией и Западом «всегда будут омрачены недоверием».
Все это говорит о том, что по мере того, как мир приближается к середине 21-го века и происходит смена поколений в российском руководстве, россияне, возможно, будут менее склонны искать сближения с Западом, выступая за независимый курс в мировых делах.
Читайте также
Последние новости