Сама географическая протяжённость России, занимающей огромное пространство от Европы до Азии, автоматически даёт ей статус евразийской державы, наряду с интересами, порождаемыми близостью к различным центрам силы в мире. Это вновь приобрело значение в постсоветский период, когда неуклонно росло её разочарование в Западе, что привело к поискам идентичности, отличной от европейской. Но если говорить о завоевании популярности в качестве центра сосредоточения политических усилий, концепция Евразии пережила возрождение совсем недавно.
В 2011 году было объявлено о цели — создать Евразийский союз в качестве наднационального института, который станет «одним из полюсов современного мира и эффективным мостом между Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом». Евразийский экономический союз начал действовать в 2015 году; в него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. На данный момент он по-прежнему остаётся экономическим союзом, без активной политической координации между входящими в него государствами.
Несмотря на то, что эта концепция всё ещё была в стадии становления, фактический разрыв отношений с Западом в 2014 г. ещё больше заставил обратить взгляд на Восток, поскольку Азия становилась новым центром силы в мире. Признание этого сдвига нашло отражение в выдвинутой в 2016 г. концепции Большой Евразии, которая имеет гораздо более широкую основу, чем Евразийский союз, включает как геостратегическое, так и геоэкономическое измерение и «простирается от Атлантики до Тихого океана». По словам Сергея Лаврова проект предполагает включение в него всех членов Евразийского экономического союза, ШОС, АСЕАН и других стран Евразии, в том числе и стран ЕС.
Эта концепция даёт России уникальное положение, отводя ей выдающуюся роль в региональных и мировых делах. Аналитики также относят это к связям со старыми цивилизациями региона, а также настроениями в пользу создания структуры, в которой Китай не будет гегемоном. Тем не менее, будущий облик Большой Евразии пока остаётся неясным.
ЕАЭС находится в центре экономической институционализации этой концепции, причём есть договорённость связать эту организацию с Инициативой Пояса и Пути для формирования более широкого евразийского партнёрства, хотя совместные проекты ещё только начинаются. Подписаны или обсуждаются соглашения о свободной торговле с рядом других стран, но это происходит не в рамках Большой Евразии. Как ведущая экономика ЕАЭС, Россия пока не превратилась в сильного экономического игрока в Азии, причём существуют опасения чрезмерной зависимости её от Китая и по поводу её связей с ЕС, пострадавших из-за западных санкций.
На политическом фронте, институционализация выглядит ещё сложнее, т.к. страны-члены ЕАЭС сопротивляются усилению политической координации в рамках союза. Проблемы, связанные с тем, что основное внимание сосредоточено на таких структурах, как ШОС и РИК (Россия, Индия, Китай) в реализации концепции Большой Евразии многократно возросли, поскольку Индия и Китай всё больше конкурируют между собой, а наряду с этим обостряется соперничество между США и Китаем.
Тем временем российское правительство продолжает расширять своё взаимодействие с Азией, Ближним Востоком, Центральной Азией и наращивать активность в Арктике. Оно продолжает строить планы в отношении Евразии, и его видение сохраняет широту и рассчитано на долгую перспективу в регионе, где ключевым игроком стал Китай. Для реализации своей концепции России необходимо улучшать свои связи – экономические и политические – по всему обширному евразийскому континенту на фоне всех этих проблем. Политические процессы, связанные с проектом Евразии, начались относительно недавно, и пока рано говорить об их успехе или неудаче. Однако значение самого шага в этом направлении трудно переоценить, поскольку Россия отказывается от своей идентичности как европейской державы и начинает восстанавливать свою роль в формирующемся мировом порядке.
Читайте также
Последние новости