Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп прибыл на три дня в Европу. Кульминацией его дипломатической активности станет встреча Трамп-Путин в Гамбурге на сессии «Большой Двадцатки» (G-20)Даже главные помощники и советники Трампа не знают точно, как решит их босс. Будет ли он в ходе встречи с президентом Путиным, в пятницу заниматься лишь словопрениями или углубится в серьезные проблемы. Именно это последнее больше всего беспокоит окружение Трампа да и всю его администрацию.
Ожидаемая с большим нетерпением беседа двух президентов во многом является необходимостью, если учесть критические столкновения, разделяющие Соединенные Штаты и Россию. Однако эта беседа скрывает в себе определенные подводные камни для Трампа. Как известно, он находится в плену целой сети различных расследований его кампании, которую подозревают в возможных связях с Москвой. С другой стороны, предполагаемое вмешательство РФ в американские выборы рассматривается кое-кем в Вашингтоне, как чуть было не военное вмешательство (причем якобы по желанию самого Трампа). Всё это необходимо помножить на склонность Трампа к неожиданным и непредвиденным заскокам и, как говорит «Нью-Йорк Таймс», «весьма неловкому восприятию».
Если первая поездка в Европу в мае дала Трампу возможность избежать заварушки у себя дома, то вторая поездка бросает его в водоворот, в центре которого Трампа ожидает президент Путин.
«В Белом доме и в Государственном Департаменте чувствуется нервозность в связи со встречей Трамп-Путин, потому что она заряжена целым рядом потенциальных рисков», — говорит Стивен Пайфер, бывший посол Соединенных Штатов на Украине, который работал также в Совете национальной безопасности и Госдепартаменте. «Над президентом нависла серая туча всевозможных расследований в связи с возможной сделкой с Россией, не будет ли эта встреча подарком для России?»
Внешне, во всяком случае, Трамп не обеспокоен предстоящей встречей с Путиным. Он сказал, что его больше беспокоит встреча с германским канцлером Ангелой Меркель, которая может задать ему трёпку за выход из Парижского соглашения по климату.
В окружении Трампа говорят, что он может предъявить России в качестве обвинения тот факт, что она вмешивалась в президентские выборы 2016 года. Однако такое, скорее всего, не предвидится, поскольку оно бросает тень на легитимность избрания Трампа.
Помощники Трампа ожидают, что он сфокусируется на проблемах Сирии, включая создание безопасных зон, борьбу с ИГИЛ (запрещенная в России и других странах террористическая группировка) и якобы нежелание Москвы остановить правительство президента Асада от использования химического оружия против гражданского населения Сирии. Еще до встречи Трамп-Путин государственный секретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон заявил поздно вечером в среду, что Соединенные Штаты «готовы исследовать возможность расширения сотрудничества с Москвой в Сирии, включая установление зон закрытых для полетов».
Официальное заявление Госдепартамента перечисляет некоторые потенциальные механизмы, которые США могут использовать в Сирии совместно с Россией. Это те же зоны, закрытые для полетов, перемирие «на земле» и координация по доставке гуманитарной помощи сирийскому населению.
Тиллерсон предупредил, что Соединенные Штаты и Россия «естественно, имеют неразрешенные противоречия по целому ряду проблем», касающихся Сирии. Он предупредил, что ни одна фракция, включая правительство Асада, не должна «нелегитимно» оккупировать те или иные части Сирии.
За день до отлета Трампа из Вашингтона, Белый дом заявил, что встреча с Путиным будет лишь чисто формальной двухсторонней дискуссией, а не переговорами «в сторонке» от саммита G-20.
Такой формат считают в Вашингтоне, будет полезен обоим президентам. Господин Путин, как пишет та же «Нью-Йорк таймс», очень ловкий оператор в переговорах один на один. В качестве примера приводится тот факт, что он включил в свои переговоры с Меркель своего лабрадора, ибо он знал, что канцлер побаивается собак. Не исключают, что нечто подобное может произойти и во время встречи с Трампом.
Помощники Трампа хотят беседы структурированной и предсказуемой. Они надеются, что такая формальная встреча оставит лишь небольшое поле для импровизаций, на которую так падок Трамп.
«Никто не нашёл до сих пор даже минимума свидетельств какого-то сговора между США и Россией. Никто не может точно указать, где Россия вмешивалась и это помешательство о российском вмешательстве сейчас повернулось в сторону самой России», — говорит Келли Энн Конвей, главный советник президента Трампа и бывший менеджер его избирательной кампании. «Я не думаю, что именно это интересует американский народ», — продолжает она.
Что касается Капитолийского холма, то обе партии – и демократы, и республиканцы – прессингуют своего президента, чтобы он был тверд в переговорах с Путиным. Это особенно видно по тому, как голосовали в сенате новые санкции против России: 98 «за» и только 2 «против». Кроме того, Конгресс настоял на том, что снятие санкций может произойти только с его разрешения. Этот момент особенно нервирует Белый дом.
«Давайте будем говорить напрямую. Россияне вмешались в наши выборы и помогли избрать Дональда Трампа президентом, — говорит сенатор Джек Рид, демократ от штата Род-Айленд и главный представитель Демократической партии в Комитете палаты представителей по вооруженным силам. — Проходит очень серьезное уголовное расследование, связанное с этим. Поэтому президент Трамп должен избегать всяких односторонних уступок России».
Учитывая все эти риски, штат Белого дома планировал повестку дня Трампа таким образом, чтобы не создавалось впечатление, что он слишком дружески относится к Москве. В четверг во время выступления в Варшаве Трамп заявит то, чего он избегал во время своей майской поездки. Он ясно заявит, что придерживается статьи 5 Договора о НАТО, которая предусматривает коллективные принципы обороны стран этого блока.
В ходе переговоров с Путиным самое большее внимание будет уделено так называемому «языку жестов» почти такому же, как существо переговоров. Вот что говорит по этому поводу бывший помощник министра обороны Дерек Холлет: «Я ожидаю схватку мачо на самом высоком олимпийском уровне. Схватку людей, понимающих силу символизма. Путин будет хорошо подготовлен к этой встрече. Он мастер манипулирования».
В Вашингтоне считают, что Путин будет заниматься прессингом Трампа в целях снятия санкций, наложенных на Россию в связи с присоединением Крыма, а также в связи с положением на Украине. Кроме того Путин потребует у Трампа возвращения двух дипломатических объектов на Лонг-Айленде и в Мериленде. Эти объекты недвижимости были захвачены американцами в прошлом году.
Самая большая опасность, которая предстоит Трампу во время встречи с Путиным, заключается в том, что он даже неожиданно для себя может «перейти на сторону» российского президента.
Читайте также
Последние новости