Масштабная «настройка» налогообложения в нефтяной промышленности России вот-вот начнет оказывать заметное давление на доходы крупных нефтяных компаний. Сильнее всего пострадают нефтеперерабатывающие заводы, так как реформа приведет к увеличению налоговой нагрузки на операции по переработке нефти, в то время как в секторе добычи ожидается перемещение налогообложения со стадии производства на стадию извлечения прибыли.
На прошлой неделе министерства финансов и энергетики России объявили о том, что они достигли соглашения с нефтяными компаниями о постепенной отмене экспортных пошлин на нефть по 5 процентов в год в течение ближайших шести лет, с 30 процентов в нынешнем году до нуля в 2023 году. Производители приветствуют перемены: пошлина, наряду с так называемым налогом на минеральные ресурсы, размер которой зависит от объему производства, будет заменена налогом на прибыль, который, по мнению представителей нефтедобывающих компаний, будет стимулировать рост инвестиций в расширение производства.
Однако, их счастье, увы, нельзя назвать полным. Аналитическая компания S&P Platts сообщает, что основной целью поэтапного отказа от экспортной пошлины на нефть является снижение государственной поддержки местной нефтеперерабатывающей промышленности, объем которой за последние десять лет превысил расходы отрасли на модернизацию нефтепереработки в пять раз.
В настоящее время экспорт нефтепродуктов облагается налогом на основе процента от экспортной пошлины на сырую нефть. Изменив это положение, правительство получит возможность экономить 16 миллиардов долларов (1 триллион рублей) в год на субсидиях нефтеперерабатывающим заводам.
По сведениям S&P Platts, полученным от источника в правительстве, этот налоговый маневр будет включать не только отмену экспортной пошлины на сырую нефть, но и введение в следующем году отрицательного акциза на нефть для российских НПЗ.
Цель государства – стимулировать модернизацию НПЗ и выпуск светлых нефтепродуктов. Еще в 2015 году Москва сократила экспортные пошлины на сырую нефть и светлые нефтепродукты, одновременно повысив пошлины на тяжелые нефтепродукты.
Теперь Министерство финансов предлагает компенсацию акцизов тем нефтеперерабатывающим компаниям, которые инвестируют средства в модернизацию своих перерабатывающих мощностей. Однако, даже при этом условии, они, по всей вероятности, столкнутся с заметным ростом налоговой нагрузки, поскольку планы реформ также включают временное увеличение налога на минеральные ресурсы, на сырую нефть и газовый конденсат, которое будет объявлено в следующем году.
Еще одним ударом по рентабельности нефтепереработки станет реализация решения правительства о введении механизма, который позволит быстро повышать экспортные пошлины в случаях резкого повышения цен на сырую нефть, чтобы обеспечить гарантию достаточного объема поставок на внутренний рынок.
Помимо наполнения внутреннего рынка, в случае одобрения Государственной думой, этот механизм обеспечит поступление в бюджет дополнительных 1,93 миллиарда долларов в 2018 году. Этот дополнительный доход будет получен за счет части доходов от экспорта дизельного топлива таких компаний как «Газпром Нефть», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», а также некоторых других.
Более масштабная налоговая реформа, в том числе переход на взимание налога на прибыль в секторе нефтедобычи, может генерировать в общей сложности 58 миллиардов долларов США (3,6 триллионов рублей) за шестилетний период поэтапного отказа от экспортной пошлины на основе средней цены за баррель нефти на уровне 50 долларов и текущего обменного курса рубля.
Поскольку нефтеперерабатывающие заводы, которые пострадают от негативных последствий реформы, являются также крупными игроками в секторе разведки и добычи нефти, существует большая вероятность, что в конечном итоге их потери будут в значительной степени компенсированы.
Читайте также
Последние новости