Россия и Саудовская Аравия должны решить, стоит ли повышать производство нефти в странах ОПЕК и в не входящих в ОПЕК государствах на 1 миллион баррелей в день, чтобы компенсировать спад производства в Венесуэле и справиться с последствиями американских санкций, которые будут введены против Ирана в ноябре.
Подпись к изображению: Нефтяной терминал в Фуджейре в Объединенных Арабских Эмиратах
По данным Credit Suisse, повышения объёмов производства будет недостаточно, мировой рынок пополнится лишь на 500 тысяч баррелей нефти в день.
Стоимость нефти достигла 80 долларов за баррель – подобного не было с 2014 года. Повышение добычи может приостановить рост цены. Но скорее всего, ключевые поставщики будут поддерживать стоимость нефти в районе 70-80 долларов за баррель. Цена на ресурс может подняться и до 100 долларов за баррель, всё зависит от американских санкций.
Трейдеры из стран Персидского залива сообщили изданию Asia Times, что «сегодня цена на нефть была бы гораздо выше, если бы государства Персидского залива обладали прежним влиянием на ОПЕК и снизили объёмы производства» на 10, 15 или 20 процентов от показателей ОПЕК. Трейдер из Абу-Даби утверждает, что «на настоящий момент ОПЕК урезает добычу лишь на 1,8 миллионов баррелей в день – скромность этой цифры говорит о давлении со стороны Америки, которая старается снизить цену».
Соглашение между Саудовской Аравией и Россией определённо изменит ситуацию.
С сокращением поставок ОПЕК связана ещё одна проблема. Трейдеры согласны с тем, что спад, который необходимо восполнить, составляет 8 процентов от общего объёма поставок – это приблизительно 8 миллионов баррелей нефти в день на протяжении года. Большая часть потерянного объёма будет восполнена с помощью скважин, открытых до 2014 года, но в ближайшие 4 года будет ощущаться нехватка, так как бурение сократилось наполовину.
Неопределённость нарастает. По прогнозам Societe Generale, из-за американских санкций мировой рынок будет терять по 500 тысяч баррелей иранской нефти в день.
Журналисты Asia Times сравнили заявления трейдеров из стран Персидского залива с выступлениями дипломатов ЕС и выяснили, в какой степени нефтяные и энергетические рынки зависят от геополитической обстановки.
Америка заняла относительно удобную позицию. Производство нефти в США достигло 10,7 миллиона баррелей в день – для внутренних нужд этого достаточно. По информации Energy Information Administration, в следующем месяце добыча сланцевой нефти увеличится до рекордных 7,18 миллиона баррелей в день.
Америка импортирует лишь 3,7 миллиона баррелей в день, из которых 3 миллиона приходится на Канаду. Трейдеры из стран Персидского залива подтверждают, что США «импортируют тяжёлую нефть, а на экспорт идёт лёгкая, при этом через 3 года страна станет энергетически независимой».
В центре происходящего вновь оказался нефтедоллар. После того, как Администрация Трампа объявила о выходе Америки из ядерной сделки с Ираном (Совместный всеобъемлющий план действий), шокированные дипломаты ЕС в Брюсселе неофициально выразили сожаление по поводу того, что не оградили еврозону от влияния доллара. Из-за этого просчёта торговля с Ираном теперь объявлена «вне закона».
Евросоюз, по крайней мере, на словах, желает покупать иранскую нефть за евро. Кроме того, Администрация Трампа выдвинула ультиматум Ангеле Меркель: Германия должна отказаться от постройки газопровода «Северный поток – 2», иначе США введут дополнительные пошлины на сталь и алюминий. Отношения между США и ЕС накаляются.
В отчёте Deutsche Bank приведены преимущества «Северного потока – 2». Авторы документа подчёркивают, что транспортировка российского газа по территории Украины подразумевает продление контрактов на поставку после 2019 года. Это аргумент в пользу постройки газопровода.
Но есть и другие обстоятельства.
Европейские дипломаты опасаются, что Америка может ввести санкции и отключить Иран от платёжных систем SWIFT и CHIPS, после чего страна не сможет проводить безналичные расчёты. Трейдеры из государств Персидского залива полагают, что в ответ на американские санкции Иран может нанести ущерб западным экономикам, уничтожив 20 процентов производства нефти на Среднем Востоке. У России также есть подобная возможность. При этом страна способна себя обеспечить и может добиться экономической победы.
Америка готова дополнить предложение, от которого Евросоюз не сможет отказаться, намекнув на поставку СПГ в случае (маловероятного) прекращения поставок российского газа в Евросоюз.
Прежде всего, «Газпром» не намерен покидать многообещающий европейский рынок. К тому же, по мнению трейдеров, Америка не способна заменить российские поставки газа в Евросоюз своими даже с учётом того, что поставки нефти из России в Евросоюз сократились на 40 процентов, а экспорт российской нефти в Китай увеличился на 30 процентов.
Руководствуясь законом «О противостоянии противникам Америки посредством санкций», США намерены нанести урон оборонному и энергетическому сектору России, поэтому вводят санкции против стран, сотрудничающих с Москвой.
Санкции против Ирана и Москвы негативно влияют не только на Европу, но и на всю Центральную Азию.
В Казахстане есть 3 главных месторождения: Тенгиз, Кашаган и Карачаганакское месторождение. Большая часть казахстанского сырья экспортируется по системе Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) протяжённостью в 1500 километров. 24 процента КТК принадлежит «Транснефти», 15 процентов – компании Chevron, а 7,5 процента – компании Exxon Mobil.
Разработка месторождений Тенгиз и Кашаган, которые поставляют около 950 тысяч баррелей нефти в день на черноморское побережье России, зависит от российских транзитных маршрутов.
Из Карачаганакского месторождения в систему КТК поступает 250 тысяч баррелей нефти в день, а большая часть 18 миллиардов кубических метров газа в год направляется в Россию, продажей ресурсов занимается «Газпром».
У Chevron и Exxon Mobil есть доля в проекте Тенгиз, Exxon Mobil участвует в освоении ресурсов Кашагана, а Chevron – в разработке Карачаганакского месторождения.
Главы российских нефтяных и газовых компаний попали под действие американских санкций. Санкции против «Транснефти» действуют с 2014 года. Что случится, если Вашингтон решит запретить компаниям Chevron и Exxon Mobil сотрудничать с российскими предприятиями?
Как на это отреагирует Россия? По решению США российские компании, которые находятся под действием санкций, объявлены вне закона, и в ответ на это Россия может отказать в доступе к своей инфраструктуре.
Трейдеры из стран Персидского залива утверждают, что если бы Россия сделала основной упор на поставку нефти и газа в Китай, а Евросоюз стал бы зависимым от поставок из стран Среднего Востока, то из-за нестабильности в государствах Персидского залива после сокращения поставок в Европе наступил бы экономический коллапс.
Следует обратиться к основам геополитической игры. Европейские дипломаты негласно подтверждают, что Евросоюз должен пересмотреть аспекты стратегического сотрудничества с энергетически независимой Америкой. Евросоюз рискует лишиться энергоресурсов из-за того, что США следуют идеям Хэлфорда Маккиндера, желая внести раздор в отношения России и Китая.
Это отсылка к работе последователя Маккиндера – Збигнева Бжезинского, который мечтал настроить Пекин против Москвы.
В Брюсселе начинают осознавать, что Америка оказывает давление на Иран, Россию и Китай из геополитических опасений: из-под влияния Вашингтона может выйти вся Евразия, объединённая в блоки. Это торговая инициатива «Один пояс, один путь», Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Для трёх основных сил евразийской интеграции XXI века (Россия, Китай и Иран) важнейшая задача – это возвышение евро и юаня над нефтедолларом. Пекин подчёркивает, что следует прервать циклическое ослабление и укрепление доллара, которое выгодно финансовым организациям Америки, но для развивающихся рынков представляет огромную опасность.
Поэтому шанхайский эксперимент с фьючерсами – это прорыв, который влияет на рынок государственных облигаций Китая. Трейдеры из стран Персидского залива с интересом следят за тем, как азиатские трейдеры получают прибыль от того, что нефтеюань может быть выкуплен за золото. Продажа иранской нефти в Шанхае будет способствовать процессу.
В государствах Персидского залива знают, что в случае войны США, Саудовской Аравии и Израиля против Ирана главной задачей Пентагона станет уничтожение нефтяных вышек Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Не нужно будет блокировать Ормузский пролив, так как уничтожение вышек гораздо эффективнее.
Последствия потери 20 процентов мировых поставок окажутся непредсказуемыми – рухнет квадриллион завязанных на этом схем и финансовая структура Запада.
Это финансовый аналог ядерного оружия, применение которого запускает цепную реакцию. После такого финансовый кризис 2008 года уже не кажется трагедией.
Читайте также
Последние новости