Более семидесяти лет назад, 4 апреля 1949 года двенадцать западных стран основали Организацию Североатлантического договора (НАТО), призванную сдерживать военную мощь Советского Союза. Сегодня, почти тридцать лет спустя после распада Советского Союза, военный альянс НАТО по-прежнему действует, и даже более того, теперь он насчитывает уже 29 стран-членов, а тридцатая – Северная Македония, завершает вступительный процесс.
На недавнем саммите в Лондоне генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что «наша встреча еще раз продемонстрировала, что НАТО остается единственным местом, где Европа и Северная Америка обсуждают, принимают решения и взаимодействуют на постоянной основе по стратегическим вопросам, касающимся нашей общей безопасности».
Однако, в своем докладе по вопросам обороны в 2017 году французский президент Эммануэль Макрон заявил, что в оборонной сфере «нашей целью должно быть обеспечение автономного военного потенциала Европы, в дополнение к силам НАТО». В прошлом году канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «ситуация изменилась, и Соединенные Штаты больше не защищают нас, так что Европа должна взять свою судьбу в собственные руки, и это одна из главных задач будущего». Многие наблюдатели считают, что напряженность между Европейским Союзом и Соединенными Штатами возникла из-за политики Трампа под лозунгом «Америка превыше всего», но вполне вероятно, что у нее гораздо более глубокие корни.
Расширение альянса уже создало немало проблем, начиная с событий, развернувшихся в Центральной и Восточной Европе в период с середины девяностых до середины двухтысячных годов. Между тем, в Южной и Западной Азии, после военных операций в Афганистане и Ираке началась многолетняя кампания по борьбе с исламским терроризмом. Международные силы содействия безопасности в 2001 году в Афганистане и миссия боевой подготовки НАТО в Ираке в 2004 году пытались оказать поддержку новым органам власти и новообразованным вооруженным силам в их борьбе против исламского терроризма и экстремизма. Тем не менее, после ливийской и сирийской войн, спровоцированных восстаниями так называемой «арабской весны», имидж Соединенных Штатов и НАТО начал меняться в негативную сторону даже на Западе.
На протяжении по меньшей мере трех лет США, Канада и их ближайшие европейские союзники, особенно Франция, оказывали всяческую поддержку экстремистам из сектантских повстанческих суннитских группировок, как непосредственно в Ливии, так и через своих ставленников в Сирии. Салафиты и ваххабиты выступали единым фронтом против Каддафи и Асада, и западная поддержка этих повстанческих формирований помогала им в войне против законных режимов, так же как старые американские ракеты FIM-92 Stinger и уцелевшие бункеры помогали боевикам «Талибана» в войне против НАТО двадцать лет спустя после советско-афганской войны.
Эта шизофреническая геополитика показала пределы целесообразности самой доктрины, которая в последние годы с все большей очевидностью ставит проблему сдерживания России, Китая и Ирана выше безопасности граждан западных стран. Многие сомнения и вопросы возникли по мере того, как результаты политики НАТО проявлялись в различных странах.
Балы ли разрушительная война в Ираке под надуманным предлогом попыткой оказать давление на Иран и Сирию? Использовалась ли высокопарная риторика о защите прав человека в Боснии, Чечне и Косово для консолидации новой сети организаций суннитских боевиков на евразийском субконтиненте «под зеленым знаменем ислама»? Не происходит сегодня ли нечто подобное в китайском автономном районе Синьцзян, где Пекин несправедливо обвиняют в репрессиях и притеснении местных мусульманских общин?
С 2015 года многочисленные террористические акты в Европе показали, что безопасность – это не шутка, и некоторым либеральным политическим лобби и аналитическим центрам пора бы осознать: то, что они делают – не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Двойные стандарты в отношении терроризма и лицемерные россказни об утопическом обществе без границ должны быть немедленно прекращены. Если НАТО действительно «продолжит меняться вместе с меняющимся миром», как утверждает Столтенберг, прежде всего западные лидеры должны коренным образом изменить свой подход к России и Китаю. Необходимо начать военное сотрудничество с ними и их союзниками по Шанхайской организации сотрудничества.
Читайте также
Последние новости