Агрессивное поведение России в Черном море – это напоминание о временах холодной войны, заявил на этой неделе адмирал в отставке Джеймс Фогго, в прошлом командующий Военно-морскими силами США в Европе и Африке и командующего Объединенным командованием Объединенных сил в Неаполе.
Хотя Черное море стало горячей точкой с опасно высоким уровнем военной активности в последние годы, Россия и прежде нередко прибегала к опасным действиям, чреватым непреднамеренными конфликтами, сказал Фогго в ходе мероприятия, организованного Центром анализа европейской политики.
Вторжение в Грузию в 2008 году стало неожиданностью для американских военных лидеров, как и вторжение на Украину в 2014 году, хотя «эти события, вероятно, можно было предвидеть», сказал Фогго, и добавил, что убийства и отравления в Европе недвусмысленно «указывают на то, что России нельзя доверять».
«Что меня больше всего беспокоит, так это случаи «запугивания», которые все чаще происходят в Черном море, – заявил Фогго, особо указав на Азовское море, которое отделено от остальной части Черного моря Керченским проливом. Россия построила автомобильный и железнодорожный мост через этот пролив, который торжественно открыл лично президент Путин. Он не только соединяет материковую часть России с Крымским полуостровом, но и является частью российских усилий, направленных на изоляцию украинской части Азовского моря от остальной части Черного моря.
«Меня тревожит перспектива, что эта модель, опробованная в Азовском море… может быть распространена на все Черное море», – сказал Фогго, имея в виду инцидент, произошедший в ноябре 2018 года, когда российские корабли обстреляли и протаранили украинские корабли, следовавшие в Азовское море.
Россия заявила, что эти корабли незаконно вошли в ее территориальные воды, но действия Москвы были расценены Соединенными Штатами как нарушение норм морского права, а также соглашения о проходе через пролив. Украинские моряки были задержаны и содержались под стражей до сентября 2019 года, что является «полным нарушением Женевской конвенции», по мнению Фогго, а их корабли были возвращены Украине только в ноябре того же года.
«Таким образом, русские представляют собой угрозу, – заявил он, – и это не произошло в одночасье». В качестве примера Фогго указал на инцидент между американским и советским кораблями в феврале 1988 года, когда американские корабли проходили через акваторию, которую Советский Союз считал своими территориальными водами, вблизи Крымского полуострова.
«Американские корабли вошли в 12-мильную зону, провозглашенную Советским Союзом территориальными водами в рамках военно-морской политики, периодически устанавливающей границу территориальных вод за пределами 3-мильной зоны, предела, признанного Соединенными Штатами», – сообщала тогда газета The New York Times. Анонимные официальные лица, которых цитировала газета, также заявили, что целью этой операции был сбор разведданных о советской обороне.
Советские корабли приблизились и предупредили по радиосвязи корабли ВМС США, крейсер CG 48 Yorktown и эсминец DD-970 Caron, что они будут протаранены, если немедленно не вернутся в международные воды. Американские корабли не подчинились, и русские совершили двойной боковой таран, нанеся крейсеру Yorktown повреждения. «Это было в некотором роде знаковое событие», – сказал Фогго. – Когда я увидел, что в Азовском море происходит нечто подобное, хотя и в меньшем масштабе… это навеяло воспоминания».
«Они на самом деле совершенно не изменились. Они не признают международные организации, институты, стандарты и нормы, – сказал Фогго о россиянах. Я считаю, что они опасны, и их необходимо сдерживать».
Россия и Украина увязли в «замороженном конфликте», и напряженность между двумя странами за период с 2014 года лишь увеличилась. Несмотря на то, что существуют законные ограничения на перемещение в Черном море судов из нечерноморских стран, США и НАТО взяли за правило поддерживать военное присутствие в этом регионе.
«Я делал все, от меня зависящее, чтобы дислоцировать наши корабли в Черном море. Либо под «крышей» двустороннего соглашения с союзниками и партнерами, либо, что гораздо лучше с моей точки зрения, на многосторонней основе, вместе с союзниками по НАТО», – рассказал Фогго, который командовал Военно-морскими силами США в Европе и Африке с октября 2017 года до середины июля 2020 года.
«Я думаю, что нам необходимо поддерживать очень высокий уровень военного присутствия в Черном море, чтобы «подавить агрессивные поползновения» России в этом районе», – добавил Фогго.
Американское присутствие не ослабло с уходом Фогго в отставку. Уже через несколько дней после его отъезда на родину, начались совместные американо-украинские учения «Морской бриз-2020», в которых также приняли участи другие черноморские страны и страны НАТО. За ними последовали многочисленные морские учебные операции с участием американской авиации.
Распространенным явлением в регионе стали также опасные сближения между самолетами США/НАТО и российскими истребителями, причем Соединенные Штаты часто критикуют «небезопасное и непрофессиональное поведение» российских пилотов.
Поскольку черноморский регион является стратегически важным как для России, таки для НАТО, происходящие здесь события могут иметь геополитические последствия для региона и всего континента. «Черное море, по нашей оценке является центральной точкой соперничества между Россией и Западом, во многом определяющего будущее Европы», – сказал недавно Стивен Фланаган, старший научный сотрудник аналитического центра RAND Corporation.
Читайте также
Последние новости