Следующая новость
Предыдущая новость

На фоне пандемии Москва наращивает усилия по евразийской интеграции

10.12.2020 20:27
На фоне пандемии Москва наращивает усилия по евразийской интеграции

Пандемия Covid-19 и экономический спад остановили рост объемов торговли между странами-членами Евразийского экономического союза, связанными соглашением о свободной торговле. Однако Россия полна решимости сохранить свой проект «Большой Евразии» на плаву, и с этой целью в Москве на днях прошел виртуальный конгресс.

В мае нынешнего года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), исполнительный орган ЕАЭС, опубликовала прогноз, согласно которому совокупный валовой внутренний продукт альянса может сократиться приблизительно на 3,2-3,7 процента.

В августе ЕЭК заявила, что в первом полугодии 2020 года товарооборот вырос на 2,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 4,1 миллиарда долларов. Однако в денежном выражении взаимная торговля несырьевыми и неэнергетическими товарами сократилась на 7 процентов до 18,2 миллиарда долларов.

По другим данным, грузооборот в январе-сентябре снизился на 6,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, спад будет еще более сильным, поскольку страны ЕАЭС сейчас переживают вторую волну пандемии Covid-19 и ожидают третью волну через несколько месяцев.

Как и весь остальной мир, страны ЕАЭС борются с безработицей. Согласно недавно опубликованным данным, по состоянию на конец октября в общей сложности около 3,9 миллиона человек были зарегистрированы в органах по труду и занятости как безработные. Это почти в четыре раза больше по сравнению с прошлым годом.

Возможно, эти цифры не покажутся столь пессимистичными, если их сравнить со статистикой спада в Европейском Союзе. Но снижение цен на энергоносители, а также политическая нестабильность в Армении, Беларуси и Кыргызстане вызывают дополнительную обеспокоенность по поводу будущей интеграции.

Экономика стран ЕАЭС опирается, прежде всего, на экспорт сырьевых товаров. Это делает их уязвимыми перед разрушением цепочек поставок, резким падением мирового спроса на энергоносители и, самое главное, перед долгосрочным переходом развитых экономик к возобновляемым источникам энергии.

Данные за январь-апрель текущего года показывают, что на полезные ископаемые приходилось 62,6 процента объема торговли со странами, не входящими в ЕАЭС. При этом металлы и металлопродукция занимали 9 процентов, а продукция сельского хозяйства – 7,2 процента. Львиная доля общего объема экспорта, около четырех пятых, приходится на Россию.

В отличие от соседних стран, входящих в Европейский Союз, России в этом году удалось избежать двузначных показателей экономического спада. Но в долгосрочной перспективе неясная траектория восстановления роста и чрезмерная зависимость от экспорта нефти и газа вызывают опасения по поводу способности России оставаться привлекательным торговым партнером для бывших советских республик.

Эти и другие проблемы совсем недавно рассматривались в кулуарах первого Евразийского конгресса, организованного Евразийским банком развития (ЕАБР). Мероприятие состоялось в минувшую пятницу в Москве, и в нем приняли виртуальное участие премьер-министр России Михаил Мишустин, а также другие высокопоставленные официальные лица и бизнесмены.

В ходе конгресса российский Внешэкономбанк (ВЭБ), ЕАБР, Банк развития Беларуси и Банк развития Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве между банками развития ЕАЭС. Этот документ призван стимулировать инвестиционную активность банков, которая, в свою очередь, могла бы усилить интеграционные процессы.

«Меморандум – это не только продолжение успешного сотрудничества, но и новый этап развития отношений между ключевыми финансовыми институтами наших стран, направленный на развитие и интеграцию стран ЕАЭС», – заявил председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.

В рамках панельных дискуссий особое внимание привлекла такая тема как инвестиции в инфраструктуру. Согласно официальной статистике, за последние двадцать лет торговый оборот Китая с Европейским Союзом увеличился в шесть раз. ЕАЭС рассчитывает к 2030 году занять около 6 процентов этого объема за счет доходов от транзита и своего стратегического географического положения.

Кроме того, для стран, не располагающих значительными запасами нефти и газа, выгоды могут быть извлечены из единого энергетического рынка. Это позволило бы значительно снизить затраты на освещение и теплоснабжение жилых зданий. Формирование общего рынка природного газа, которое было согласовано в 2016 году и должно завершиться в 2025 году, также обсуждалось в ходе конгресса в пятницу.

Китай все чаще рассматривается как рынок, на который ЕАЭС возлагает свои долгосрочные надежды, связанные с диверсификацией торговли. Например, в прошлом году дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги» и китайская компания YuXinOu договорились о совместном расширении проекта «Агроэкспресс», для управления перевозками российских продовольственных товаров скоростными рефрижераторными контейнерными поездами в китайский город Чунцин.

Кроме того, страны Евразийского экономического союза инвестируют средства в строительство крупных автомагистралей, соединяющих Западный Китай с Евросоюзом, а совсем недавно было объявлено о внедрении интегрированного компьютерно-информационного обслуживания транспортных проектов.

Хотя ЕАЭС наращивает свои инвестиции в инфраструктуру, многие проблемы все еще ожидают своего решения. Так, в феврале Министерство промышленности и инфраструктуры Казахстана объявило, что почти все пограничные пункты пропуска в стране (а их насчитывается 51) нуждаются в модернизации. Председатель сената парламента Республики Казахстан Дарига Назарбаева, дочь первого президента Казахстана, также отметила, что в настоящее время между странами блока существует 66 торговых барьеров, в то время как на момент создание ЕАЭС в 2015 году их было 60. Разумеется, такую динамику никак нельзя назвать значительным улучшением.

Эти препятствия в основном представляют собой нетарифные барьеры, в том числе противоречивые нормативные акты и системы государственных закупок, которые ставят компании из других стран ЕАЭС в невыгодное положение по сравнению с отечественными компаниями.

В дополнение к инфраструктуре, ЕАЭС стремится реализовать свой вариант региональной программы импортозамещения. Согласованный странами-участницами документ состоит из трех разделов, в первом из которых перечислены 178 «крупных проектов» в 18 областях, которые требуют инвестиций в общем объеме около 200 миллиардов долларов для поддержки отечественного производства. Планируется, что карта индустриализации будет размещена на официальном сайте Евразийского экономического союза, а предлагаемые проекты будут согласовываться через офисы ЕАЭС во избежание дублирования.

В целом организаторы конгресса подчеркнули приверженность Кремля своей концепции «Большой Евразии». Вполне вероятно, что в течение наступающего 2021 года мы увидим более масштабные усилия по продвижению интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Источник

Последние новости