Ольга Осипова играет с мистикой, нечистью и мутациями на грани фола. Пока остальные дрожат от этих понятий до полуобморока, необычная уфимка совершенствуется в horror-гриме, приводя любителей жути в неописуемый восторг. Оля не впадает в суеверия и не боится творческих экспериментов. То, что она делает, поразительно, необыкновенно и местами страшно… противно.
Истинным эстетам, а также слабонервным просьба удалиться в наш добрый топик. Так как этот, в духе пятницы, 13, получился пугающим и немного сумасшедшим. Если вы привыкли выходить за рамки дозволенного, читайте и смотрите.
— Оля, вам нравится фильм «Ходячие мертвецы?»
— Да. Мне нравятся зомби, и мне нравятся, как на них реагируют люди.
— То есть в кинозале в тех местах, где девчули визжат и зажмуривают глаза, вы…
— Я ржу, как конь (смеется). На самом деле я смотрю такие фильмы с другой точки зрения. Я знаю, как гримеры делали эти лица, тела, и для меня это достаточно весело. Страшно мне смотреть триллеры про потусторонний мир, призраков, где царят ожидание и неопределенность — то, чего я сама объяснить не могу.
— Вспоминается «Паранормальное явление». А какой фильм ужасов больше всего испугал вас?
— Я смотрела только одну часть «Паранормального явления», где человек выворачивается и у него хребет торчит наружу. На этом мое знакомство с фильмом закончилось — не понравилось. А самый страшный, пожалуй, «Зловещие мертвецы». С точки зрения грима там все понятно, но сюжет жуткий: в человека вселяется какой-то дух, и он начинает вести себя непредсказуемо, вот это для меня страшно.
— Стоит ли вообще смотреть ужастики? Полезны ли они для человека?
— Все очень индивидуально. Если человеку комфортно, весело, рядом сидят друзья, которые тоже смеются, то почему нет? Кстати, смех в данном случае — это защитная реакция. Смеясь, ты убеждаешь свою психику, что тебе не страшно, и на самом деле становится не страшно. Но человек должен быть к этому готов. Если он вжимается в кресло от ужаса, пребывает весь сеанс в стрессе — это не на пользу.
— Откуда пошло ваше пристрастие к стилю horror?
— Наверное, с лет 13-ти, когда я гуляла с мамой и увидела девушку, облаченную, как гот. То был период Хеллоуина. Потом стали попадаться готы, ходившие так и в повседневной жизни. Например, ехала в уфимской маршрутке с девушкой, которой на плече сидела ворона. Мне это было все интересно.
А «расчлененка» пошла, скорее, от того, что это самый несложный из разделов грима. Училась делать синяки, ожоги, накладывать швы. Потом пошли жуткие маски, бутафория для фотосессий, приглашения на интересные для меня проекты, от horror-квестов до съемок роликов.
— Зачем вам нужна вся эта жуткая жуть?
— Я понимаю, что не всем нравится, что я делаю. Но это нравится мне, я такая и не могу без этого жить. Моя работа помогает мне бороться с моими страхами. Я очень пугливый человек по натуре. Была, например, раньше фобия крупных червей. Как только их представляла, начинались рвотные позывы. И я начала смотреть сериал «Кости», в котором то и дело фигурировали кости и гнилые останки убитых. В итоге и антропологию получше узнала, и вообще помогло. Клин клином.
Чтобы побороть свой страх, нужно идти к нему навстречу. Вот многие взрослые уфимцы боятся клоунов, манекенов в магазине. Или моются в душе и представляют, что за ними кто-то следит. Это плохо. Эти фантазии — в наших головах, и от них нужно избавляться, чтобы жить счастливо.
— А ваши заказчики — кто они?
— Это уфимцы где-то от 16 до 27 лет, как правило, все творческого характера. У них есть креативные идеи и мысли, но сами они не могут их воплотить в силу занятости на работе, например. Конечно, это люди, у которых много друзей. Этих друзей хочется восхитить, удивить, напугать. В жутком гриме и масках не только ходят в клубы, антикафе, но и дома устраивают тематические вечеринки и дни рождения. Это становится популярным, потому что свежо и необычно.
— Насколько horror-грим и вся эта тема развита в Башкирии?
— Я бы сказала, что в целом в России это пока не слишком развито. По стране наберется немного мастеров необычного грима, в основном, их всех задействовали в передаче «Точь-в-точь». Там гримеры добиваются реалистичности образа. Это, конечно, высший пилотаж, когда гримеру верят на сто процентов. Меня же больше занимает жуткий грим, это направление сильно развито в Штатах. У меня есть американские вдохновители, в основном учусь у них.
Что касается Башкирии и Уфы, наши жители стали проявлять интерес к теме года два. Конечно, большинство активизируется в Хеллоуин. Это не столько праздник, сколько тема для вечеринки. Человек, который надевает маску или прячется под аквагримом, кардинально меняется в своих чувствованиях и поведении. Это очень весело и забавно.
— Впереди встреча всей уфимской нечисти. Вы уже продумали свой образ на Хеллоуин?
— Думаю, будет классический грим, который приклеивается на лицо и синхронизируется с мимикой лица. То есть, когда я буду открывать рот, жмуриться и прочее, маска будет повторять точные действия. Это не статичная маска, которая крепится с помощью резинки. В ней не жарко и можно ходить достаточно долго. Конечно, со временем кожа начнет преть, но все равно вентиляция в гриме намного лучше, чем под обычной маской.
— Правда, что многие уфимцы примеряют себе новые лица после передач «Точь-в-точь» и «Один в один»?
— Да, люди стали больше этим интересоваться. Есть даже те, кто погуглив, сам варит желатин и наносит на лицо. Но это может привести к плохому исходу: не вся информация, выложенная в интернете, адекватная. Если не выдержать температурный режим, нанося разогретый желатин, можно получить ожоги. Медицинский клей БФ при нанесении на чистую кожу может дать сильнейшее раздражение. Нельзя бездумно мазать лицо, руки, пренебрегать тестами на коже. Смывать грим тоже надо со знанием.
Взять, например, латекс. Это каучук, разбавленный нашатырным спиртом. В жидком виде мы используем его для масок, имитации ран и т.д. На коже есть волоски, которые хватаются за основу, подобно жвачке. И если нанести много латекса, может быть химический ожог. Не омрачайте свой Хеллоуин: делайте все с умом и в присутствии профессионалов.
— Как дети реагируют на страшные образы?
— Ребенку нужно объяснить, что это не страшно, что это просто накладка. Посмотрите американские передачи на ютубе, у них популярны фестивали конкретно этой жути, и там всегда присутствуют дети от трех до 10 лет примерно. Все себя при том прекрасно чувствуют. Для детворы это просто маскарад. В Хеллоуин дети ходят так по улицам, и у них еще конкуренция: каждый хочет выглядеть пострашнее, поэффектнее, чтобы заполучить побольше конфет.
— Со стариками такое вряд ли прокатит. Они, наверное, крестятся, глядя на вас и ваших заказчиков…
— Есть такое (смеется). Но, если я в гриме, стараюсь закрыться. Неизвестно, какая реакция может быть у человека с сердечной недостаточностью или просто впечатлительного. Не хочется никому причинять зла. Лучше надеть капюшон, сесть в машину и доехать до места, где публика к гриму подготовлена и будет только рада увидеть что-нибудь новенькое. Таксистов предупреждаю заранее, но в основном стараюсь передвигаться по Уфе со знакомыми на их личном транспорте.
— Расскажите о съемках. Вы с удовольствием наносили парню увечья?
— Да, это было здорово. Мы работали с компанией, которая снимает социальную рекламу. Первый ролик был посвящен теме «Не садись пьяным за руль». Герой получил черепно-мозговую травму, перелом ноги, на груди рисовала ему гематому от ремня безопасности.
Второй наглядно демонстрировал открытый перелом и предназначался для просмотра на уроках «ОБЖ». Такое увечье чаще получают при прыжке со второго, например, этажа и неудачном приземлении. Выступающая кость на фото — это накладка, кровь сделана из сока свеклы. Выглядит все очень реалистично, значит, мы трудились не зря.
Скучные документальные фильмы с нудными рекомендациями молодежь сейчас смотреть не будет. А тут прикольный образовательный фильм. Посмотрел, и четкая инструкция, как оказать пострадавшему первую помощь, запомнилась навсегда.
Подобные проекты учат быть более хладнокровными в экстренных ситуациях. Когда человек попадает в беду, у него хлещет кровь, или он получил сильный ожог, нужно срочно помогать, а не стоять и орать вместе с ним от ужаса. Многие сейчас снимают на видео какие-то ЧП, аварии… Это тоже неправильная реакция, люди абстрагируются от происходящего страшного посредством записи. Хотя именно в этот момент надо действовать.
— Ваши авторские куклы. Познакомьте нас с ними.
— Эта тема повеселее. Куклы задумывались как игрушки для путешественников, с которыми сейчас модно фотографироваться у достопримечательностей. Но мне хотелось, чтобы они не были обычными, плюшевыми. Хотелось необыкновенной формы, реалистичности глаз и зубов, какого-то особого почерка.
Такая кукла нестрашна, наоборот, это оберег, который защищает обладателя. У каждой игрушки своя история и своенравный характер. Задача хозяина — взять экспонат на перевоспитание. Вот, например, тритон. Это чудо хмуро плыло по течению. Заметив нас, попыталось скрыться, брыкая своими маленькими отростками. Финт плавниками не удался, и существо было поймано. Скорее всего, тритон пытался эволюционировать, но что-то пошло не так. Покорять моря ему уже не придется. А ведь он так хотел путешествовать. Взял бы кто его с собой…
— Чудно! Назовите вашу самую странную работу.
— Когда девушка попросила сделать на животе имитацию вспоротой раны, чтобы обмануть молодого человека. Она отказалась с ним куда-то пойти, осталась дома, сославшись на то, что травмировалась. Он потребовал доказательств, и она послала ему фотографию с раной, как будто на штырь напоролась. Один из самых ярких примеров.
— А какой была ваша последняя работа?
— Бутафория для фотосессии готического характера: вдова в заброшенном доме с черепом козла. Эдакая ведьминская тема, получилось классно.
— Ваше перевоплощение в бабушку. Что вы при этом чувствовали?
— Это отголоски театрального грима, я так практиковалась. Чувства были очень странные… Особенно был удивлен мой молодой человек. Удивление было без слов. Немая сцена.
— Как он реагирует на ваше творчество? И что говорят родители?
— Виталий исходит из убеждения, чем бы дитя не тешилось. Он говорит, делай, что хочешь, главное — прояви себя. Родители сначала были, конечно же, против. «Куда пошла в таком виде, я тебя никуда не пущу!» А сейчас даже испытывают гордость, когда я что-то вразумительное делаю.
— Визажисты делают красоток из невзрачных, а вы, наоборот, наводите уродство. Каково оно?
— Визажистом я никогда не была, не умею краситься и не умею красить других. Максимум, что могу себе позволить, это тушь и немного тоналки. Но в повседневной жизни не крашусь. Когда иду на вечеринку, жуткий грим как часть наряда. Это не мейкап, это больше картина, которую я пишу на лице, как на бумаге. Особенные черты лица помогают мне дополнить картину, придать ей индивидуальность и характер.
— Если говорить о лице человека с точки зрения пропорциональности, правильности черт, кто ваш идеал женской и мужской красоты?
— Из мужчин, думаю, Джарет Лето, вокалист рок-группы Thirty Seconds to Mars. и актер, недавно он сыграл Джокера в «Отряде самоубийц».
Если брать женщин, очень нравится лицо Евы Грин («Дом странных детей мисс Перегрин» и другие роли).
— О чем мечтает Оля Осипова?
— Пока самая приближенная и хочу быстрее ее осуществить — поехать в Питер на курсы к Денису Райкову, крутому специалисту пластического фантазийного грима, он делает всяких орков, спецэффекты для тематических мероприятий. Это очень важно для меня.
— Удачи вам!
Читайте также
Последние новости