Знаменитые ударные вертолёты Ми-24 различных модификаций несут службу в ВВС около 50 стран мира. Поэтому рынок предлагает массу возможностей для доработок модели, и конкуренция в этой сфере высока.
В списке самых известных модернизаторов Ми-24 много различных российских и чешских компаний, а также израильская Israeli Aircraft Industries, польская WZL и французская SAGEM.
Как бы то ни было, не столь популярная, но самая полная и удачная модификация Ми-24 была создана в ЮАР специалистами Advanced Technologies and Engineering (ATE). Проект по основательной модернизации Ми-24 получил название Super Hind.
Но небольшая компания ATE обладала недостаточным влиянием, ей приходилось заключать с клиентами договор о неразглашении конфиденциальной информации и работать в условиях жёсткой конкуренции с предприятиями в Европе и России. Проект чуть не погубил компанию.
Изначально ATE была группой небольших частных компаний, которая базировалась в южноафриканском городе Мидранд. Она принимала участие в управлении оборонными программами, отвечая, в основном, за установку электроники и систем вооружения на военные воздушные суда.
ATE за два десятка лет существования довелось участвовать в разработке нескольких программ: специалисты оснащали электроникой и системами вооружения многоцелевой истребитель Mirage F.1 и южноафриканский учебно-тренировочный самолёт PC-7 Mk.II с турбовинтовым двигателем, а также разрабатывали оборудование для южноафриканского ударного вертолёта Rooivalk.
Успешно завершив работу над вертолётом Rooivalk, компания ATE в 1996 году заинтересовалась модернизацией Ми-24. В то время ВВС многих стран Африки, Азии и Латинской Америки эксплуатировали десятки вертолётов Ми-24.
Компания ATE купила два вертолёта и начала исследовать их радиус полёта и рабочие характеристики. Затем был создан ряд модификаций: от начальной Super Hind Mk.II до Mk.III, Mk.IV и Mk.V.
Конкуренты, предлагавшие схожие доработки, сохраняли штатную навигационную систему и вооружение, но ATE поступала иначе. Компания уделяла большее внимание огневой мощи, надёжности, простоте обслуживания и готовности вертолёта к ночному бою.
Во время лётных испытаний в 1999 году южноафриканские специалисты пришли к выводу о том, что Ми-24 был слишком тяжёлым, и это снижало манёвренность вертолёта. В итоге инженеры ATE решили, что дальнейшая работа над Super Hind должна оправдать затраты, риск разработки должен быть минимален, а с задачей необходимо справиться быстро.
К проекту проявили интерес ВВС Алжира, которые в 1999 году заказали модернизацию 34 вертолётов Ми-24 по стандарту Super Hind Mk.II. Это был бюджетный вариант: советская система вооружений оставалась без изменения, но система прицеливания была заменена на современную производства ЮАР.
В ходе переговоров и испытаний алжирские ВВС начали присматриваться к более совершенной модификации Super Hind Mk.III. У таких вертолётов вся советская электроника была заменена, за исключением системы воздушных сигналов, гиродатчиков угловой скорости и радарного высотометра. Благодаря этому вес машины снизился на более чем 1800 килограммов.
Специалисты из ЮАР оборудовали вертолёт компьютерной электроникой, новым доплеровским радаром, системой GPS-навигации, шиной данных ARINC Mil-Std 1553, гидростабилизированным прицелом Carl Zeiss Optronics Argos 410-Z, 20-мм пушкой GIAT на турели Vektor F2 и противотанковыми управляемыми ракетами ZT-3 Ingwe.
Компания ATE решила актуальную для Алжира проблему с поставкой запчастей и упростила обслуживание. Super Hind Mk.III стал простым в эксплуатации вертолётом, который поддаётся ремонту в спартанских условиях. Алжирские военные при помощи специалистов ATE тщательно изучили конструкцию аппарата на родине.
ВВС Алжира остались довольны результатом и заказали модернизацию всех 34 вертолётов Ми-24 по стандарту Mk.III. Модернизация частично проводилась в ЮАР, но большая часть работ была выполнена в Алжире.
Super Hind поступил на вооружение в 2001 году. Один из вертолётов пришлось списать из-за аварии на ранней стадии испытаний, но в целом проект оказался удачным с точки зрения всех занятых в нём людей. Несколько алжирских пилотов отметили, что им удалось без труда приспособиться к управлению обновлённым вертолётом. Залогом успеха проекта стало то, что установка новых компонентов на оригинальную машину прошла «безболезненно».
Кроме того, благодаря снижению массы заметно улучшились характеристики вертолёта в условиях большой высоты и высоких температур. Впоследствии Super Hind был использован в боях с исламистскими экстремистами на юге Алжира, вертолёт оказался чрезвычайно эффективен, в особенности в ночное время.
Неудивительно, что Super Hind Mk.III привлёк внимание иностранной общественности. Воодушевившись, компания ATE предложила услуги по модернизации странам Восточной Европы, которые готовились вступить в НАТО. В то же время, ATE работала над дальнейшей модернизацией вертолёта и в рамках очередного проекта планировала обновление для Ми-8 и Ми-17.
С этого момента и начались проблемы. Россия обрушилась на ATE с критикой. По мнению современных российских наблюдателей, Super Hind Mk.III оказался «не безопасен для полёта». Южноафриканские доработки «подвергают жизнь алжирских военных большому риску».
Российские эксперты заявляли, что суть южноафриканской модификации Ми-24 заключается в установке запчастей от Rooivalk. Но при этом Россия старалась завладеть любой доступной информацией о разработках ATE.
Из-за провальных переговоров с Болгарией и затрат на дальнейшие исследования и разработку Super Hind компания ATE оказалась на грани банкротства. ATE планировала начать сотрудничество с украинской компанией «Авиакон», но со стороны Украины заказов не поступало. Только Азербайджан заказал модификацию Ми-24 по стандарту Super Hind Mk.III в Украине, у которой и приобрёл 10 вертолётов.
Но при этом, чтобы сэкономить, Азербайджан выбрал оснащение вертолётов украинскими, а не южноафриканскими, системами вооружения. Потенциальные покупатели так и не решились заказать модернизацию. Некоторые из них (к примеру, Нигерия) предпочли обратиться к более дорогим услугам европейских компаний.
В итоге компанию ATE приобрела Paramount Group. В дальнейшем она начала сотрудничать с «ОКБ им. Яковлева». Как и следовало ожидать, российская компания не была заинтересована в дальнейшей работе над проектом.
Поэтому только Алжир и Азербайджан могут похвастаться тем, что они владеют вертолётами Super Hind – самой удачной и выдающейся модификацией легендарного Ми-24.
Читайте также
Последние новости